Опубликовано: 03 июля 2016 19:16

БАБОЧКИ Божественная комедия

Сергей ДИЕВ comediev@inbox.ru БАБОЧКИ Божественная комедия (Нарушена строфика пьесы)

Их разбитые изваянья, их изгнанье из древних храмов - вовсе не значит, что боги мертвы! Константинос Кавафис, 1924 год. Действующие лица:

АПОЛЛОН, греческий бог;АРТЕМИДА, греческая богиня, сестра Аполлона;ЕВРОПА, героиня греческого мифа;ПОСЕЙДОН, поющий бог морских пучин;ЛАТОНА (Лето), греческая богиня, мать Аполлона и Артемиды;ГЕРА, богиня, жена Зевса, мстящая Латоне; она же - певица в ресторане на судне;МУЗА, юная партнёрша Аполлона по танцу;АЛЕКСАНДР ПЕТРОВ, последний консул Российской Империи в Александрии, лет 50;НАТАША, его вторая жена;НАСТЯ, его дочь от первой жены, около 20 лет (актриса, играющая Музу);ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН, великий русский писатель, 50 лет, очень похож на консула Петрова (тот же артист);ВЕРА НИКОЛАЕВНА, его жена (актриса, играющая Наташу);РЕЖИССЁР, он же - официант в судовом ресторане;ГОЛОС КАВАФИСА. В пьесе звучат стихи и проза И. Бунина и стихи К. Кавафиса.

Действие происходит: в Москве во время Гражданской войны в 1920-е годы; на Олимпе в древности; на необитаемом острове Делос; на французском корабле "Дионис"(Одесса-Стамбул-... Александрия) в 1920-е годы; в особняке Российского консульства в Александрии в 1920-е годы; в коптском православном монастыре под Александрией(Александрийская греческая православная церковь) 1920-е годы.

На экране - рождение и полёт бабочки, чередование с ним - разрушенные и целые древнегреческие храмы, изображения богов, (руины на о. Делос из видео), квадрига Аполлона на Большом театре, Александрия 1920-х годов - кадры русской эммиграции.Музыка Древней ГрецииГОЛОС РЕЖИССЁРА.Культура и искусства Древней Греции, основа основ всей цивилизации, растворились в искусствах других европейских стран и их языке.Но есть на земле место, где она, так или иначе, реально жива, имеет реальные черты. Это - египетская Александрия, Александрийская православная церковь и её подворье в Москве. Есть недалеко от Александрии и православный греческий монастырь. В Египте православных христиан называт коптами, что означает в переводе с арабского - египтяне.На экране - фрагмент из видео "Русская Александрия", в который вмонтированы несколько кадров московской церкви Всех Святых на Кулишках.А в конце видео - "оживший" портрет К. Кавафиса из его музея в Александрии с подписью и изображения Аполлона и Артемиды, а также - христианских ангелов с лицами, похожими на их.Музыка С.В.Рахманинова Восточный эскиз.Выходит Режиссёр. На нём галстук-бабочка. Бабочка - как настоящая.РЕЖИССЁР.Наш театр-студия ОРДЕН (Очаг Радости Духовного Единения Наций) начинает спектакль, в течение которого языческая религия Древней Греции постепенно превращается в христианскую православную... Цепочка превращений почти за три тысячелетия такова: Древняя Греция - Византия - Александрия с Александрийской греческой православной церковью, которая живёт и поныне! В Москве её представляет Александрийское подворье - церковь Всех Святых на Кулишках на Славянской площади, куда ходят молиться многие из вас... ( картина Рафаэля "Афинская школа")Мы воспользовались приёмом великого художника Возрождения Рафаэля Санти в его знаменитой фреске "Афинская школа", которая уже 600 лет находится в Ватикане. Эллинские мудрецы изображены у него с лицами учёных-христиан, к примеру - Платон с лицом Леонардо да Винчи, а Пифагор с лицом Микеланджело Буонаротти и так далее. Есть на фреске даже Александр Македонский! В нашем спектакле греческий бог Аполлон и его олимпийская сестра Артемида на время становятся ангелами! Портретное сходство очевидно!.. И не удивляйтесь присутствию бабочек! Они разносят по миру красоту и божественную сущность гармонии Природы! У нас они являют собой материализованный дух древних богов!(Вновь музыка Древней Греции, а на экране проступает портрет К. Кавафиса, который оживает - видео артиста, играющего его)Великий греческий поэт, почти всю жизнь проживший в Александрии и считающийся автором современного новогреческого языка, Константинос Кавафис, воскликнул в начале двадцатого века:Их разбитые изваянья,их изгнанье из древних храмов -вовсе не значит, что боги мертвы!Наверно, срок настал им вернуться... Или, преображённые, они среди нас уже скитаются неузнанные.Или вновь, такими как были, они явятся, чтобы учить нас истине, поднять из праха наше древнее служенье и эллинский обряд во всей красоте и славе..."

Режиссёр уходит.

Звучит грохот пушек, стрельба.На экране - видео, фото: Москва во время Гражданской войны. Большой театр. Квадрига Аполлона на его фронтоне.Мимо идёт печальная Настя. Смотрит на скульптуру Аполлона.

НАСТЯ.Боже мой! Аполлон! Никогда не думала, что придётся так, в атмосфере такого кошмара, прощаться,.. и, скорее всего, - навсегда!.. Ты остаёшься в моей душе как великий покровитель муз! Прощай, дорогой мой красавец бог! Прощай, Первопрестольная Москва!..

Настя уходит.Музыка - Моцарт, 5-й концерт.Видео: ПРОЛОГ К ПРЕВРАЩЕНИЮ В АНГЕЛОВ и порхающие прекрасные бабочки.На этом фоне на сцене весело танцующий бог Аполлон. Он - в трико телесного цвета. В танце он как бы повторяет движения крыльев бабочки.Аполлон подхватывает в танце Музу, одетую в хитон, (она же Настя), танец почти эротический.

ГОЛОС ЗЕВСА.Аполлон! Мой своенравный сыночек! Ты - покровитель муз! А не - любовник! Не путай!

Аполлон, негодуя на отца, убегает. Муза, расстроенная, уходит.

Вновь появляется Аполлон, тепеть грустный. Слышно пение Артемиды.Она к нему присоединяется с песней, и они танцуют вальс под её пение акапелла.Видео ПРОЛОГ К ПРЕВРАЩЕНИЮ В АНГЕЛОВ повторяется в сопровождении теперь пения Артемиды. Вальс Артемиды и Аполлона : Не зная горя и беды, Живём мы в красоте. От нас прекрасные следы Присутствуют везде. Подвластны с братом музы нам И добрые дела, И ни одна из разных дам Без нас не родила!АПОЛЛОН.Дорогая богиня Артемида, милая моя сестра! Со мной происходит что-то странное!АРТЕМИДА.Что такое, Аполлон?АПОЛЛОН,Я сейчас привычно танцевал с одной из муз. И было наваждение. Мне показалось, что я видел её где-то далеко от Олимпии. И чувство это было очень горькое! Причём, наши зрители (обводит рукой зал) ... при этом присутствовали!АРТЕМИДА.Ну что ты, Аполлон! Ты ошибся. У нас с тобой могут быть только светлые радостные чувства. Тебе что-то пригрезилось. Это бывает.

Музыка Древней Греции.Видео ПРОЛОГ сменяется изображением Акрополя.На экране на 8 секунд возникает Зевс.

ГОЛОС ЗЕВСА.Дети мои! Немедленно вернитесь! Негоже богам покидать Олимп!

На экране - несколько фото Акрополя чередуются с рождением и полётом бабочек (видео).В оформлении сцены тоже присутствуют две-три красивые большие бабочки, как бы отдыхают.

АПОЛЛОН.Ах, сестра, дорогая моя богиня Артемида, как я устал! Смотри, даже бабочки отдыхают!АРТЕМИДА.Как тебе не стыдно, Аполлон! Как можно устать от покровительства искусству, поэзии и музыке?! АПОЛЛОН.Я устал от этой вечной навязчивой опеки отца Зевса! Ну и от хлопот, конечно. Ты забыла, что я ещё - покровитель стад, охранитель путников и мореходов. Кроме того, я - бог-врачеватель!АРТЕМИДА.Что же тогда мне говорить, когда я - богиня охотница и в то же время - покровительница животных! Как тебе такое противоречие? И ещё я - богиня плодородия и помощница при родах. А какого это быть ещё и богиней Луны при этом! Но я держусь и не робщу!АПОЛЛОН.Вот бабочки! При кажущейся беззаботности они разносят по миру нашу божественную сущность и красоту! Я им иногда завидую!.. Ах, я понял, сестра! Нам обоим нужен отдых... Идея!.. Предлагаю тайно покинуть Олимпию на некоторое время и, как наши бабочки, посетить человечество, ради которого, собственно, мы и живём и работаем. Хотя бы спустя три тысячи лет! Мы, кстати, созданы по образу и подобию человека. Хорошо бы это сделать в тайне ото всех. Боюсь суеты!АРТЕМИДА.Я согласна, Аполлон... Отдыхать нужно. Куда же ты предлагаешь нам отправиться?АПОЛЛОН.Пока не знаю... Для начала навестим нашу матушку Латону, а то она, наверное, совсем одичала на своём необитаемом острове Делос.АРТЕМИДА.Прекрасно, Аполлон! Я так соскучилась по маме!..АПОЛЛОН.Куда нам потом отправиться?.. Бог его знает! Хотя, не у Зевса же спрашивать!.. А!.. вот, кто нам подскажет, куда следует поехать!.. Тётушка Европа идёт! Она всё знает, у неё большая практика... человеческая!

Выбегает Европа с криком.

ЕВРОПА (кричит кому-то).Оставьте меня в покое! Издёргали совсем, истрепали!.. Приветствую вас, мои дорогие Артемида и Аполлон!АРТЕМИДА.Здравствуй, тётя Европа. Тебя совсем не видно. Говорят, ты прочно завязалась с людьми?Кричишь чего-то.ЕВРОПА.Ой, не говори, Артемида, сама не рада! Они меня, нынешние-то, достали совсем, истрепали, житья нету! Настоящие варвары! Даже нашего основополагающего греческого языка не знают!АПОЛЛОН.Всегда ты жалуешься, тётушка. Характер, видно, такой у тебя стал после того, как Зевс с Посейдоном похитили тебя на золотом быке.ЕВРОПА.Да уж натерпелась страху на всю жизнь!АПОЛЛОН.Ладно, успокойся, Европа,.. нужен твой совет.ЕВРОПА.С каких это пор Олимпийские боги спрашивают совета у скромной героини Европы?АРТЕМИДА.Ну, ну, не прибедняйся, тётушка! Тебе опыта не занимать. Хотя бы потому, что ты мать троих взрослых сыновей. Я же лично принимала роды у тебя, на Крите. ЕВРОПА.Это - да, определённый опыт есть. Да и с людьми за три тысячелетия жизни - тоже. Что же вы хотите от меня услышать?АПОЛЛОН.Мы с сестрой хотим тайно посетить людей. Подскажи, куда отправиться.ЕВРОПА.Тайно?! Это при такой-то внешности! АРТЕМИДА.Мы способны перевоплотиться. Мы же боги! В кого-нибудь божественного. Только посоветуй - в кого.ЕВРОПА. Посетить людей, говорите?..Ой, не советую... (кокетливо) Впрочем,.. я знаю один хороший континент. Именно потому, что он хороший, он назван в мою честь - Европой!АРТЕМИДА.Да что ты говоришь! Что же ты молчала?!ЕВРОПА.Как тебе сказать, Артемида...АПОЛЛОН.Ну что ты мнёшься, тётка! Всегда была такая нерешительная и противоречивая. А оттого слабая. Говори как есть!ЕВРОПА.Грубо, Аполлон! Я же вам добра желаю... Почему не советую? Сейчас там 21-й век. Люди Землю загадили, воздух отравили, даже умудрились замусорить... стратосферу! Ужас!АПОЛЛОН.Ну а поприличнее что-нибудь? В смысле эпохи.ЕВРОПА.Тогда советую начало 20-века. Его ещё некоторые зовут Серебряным. В смысле искусства.АРТЕМИДА.Годится!ЕВРОПА.Годится-то годится. Если окунаетесь в начало 20-го, то,.. понимаете, в это время в Европе идёт довольно большая война.АПОЛЛОН.Война?! Эка невидать! Наш Александр Македонский со всем миром воевал. И ничего - красота вокруг! (смотрит на Акрополь) Правда, как-то неприбрано.ЕВРОПА.Вот именно! Наш император Александр Великий воевал со всем миром и завоевал его ... почти три тысячи лет назад!.. В Европе сейчас совсем другая религия. Там нынче главные символы - крест и молитва. Храмы не так хороши, как наши, эллинские, но поют там очень красиво! А ещё - свечи как символ души... Если начало 20-го, то там разруха,.. но люди хорошие, добрые. От империи нашей эллинской ничего не осталось... Даже и не знаю, как вам быть...АРТЕМИДА.Неужели ничего, никаких следов?.. А если возродить, как это было в пятнадцатом веке?ЕВРОПА.Ой, боюсь, не та ситуация... Хотя.., знаете, есть одно местечко, друзья мои. Только, не в Европе, а на севере Африки, в Египте. Есть один городок, называется в честь нашего Александра Великого Александрия. Он там и похоронен.Туда сейчас много людей из Европы бегут от войны и ещё от одной революции,.. такой противной! Она фактически уничтожила очень хорошую страну, Россия называется. АПОЛЛОН.Люди хотя бы приличные? ЕВРОПА.В том-то и дело, что как раз приличные туда и бегут. И культура наша эллинская осталась именно в Александрии...АПОЛЛОН.Решено! Отправляемся в Александрию! По крайней мере, имя родное... Но сначала - к матери, на необитаемый остров Делос.АРТЕМИДА.Как я соскучилась по маме!.. Спасибо, Европа, ты нам очень помогла!ЕВРОПА.Рада помочь богам!.. Только превратитесь в кого-нибудь из их религии, она называется Христианская. Чтобы людей не шокировать... своими фривольностями.АРТЕМИДА.А в кого, мы же не знаем.ЕВРОПА.Советую превратиться в бесплотных существ! Называются - ангелы. Они - небесные покровители людей. Людям сейчас это очень нужно. Но - учитесь милосердию, состраданию. Ангелами быть без этого нельзя. Придётся на время забыть ваш Олимпийский ... эгоизм!.. Советую ехать всё-таки через Европу. "Приличные люди", говорите?.. Там как раз из России скоро один интересный корабль отходит. Как раз с очень приличными людьми. Из города Одесса... На пароходе, кстати, спасается человек, которого называют поэтом Серебряного века... В общем, счастливого пути!.. А это - моё современное послание, "кино" - называется, изобретение как раз двадцатого века, специально для вас!.. Смотрите и прощайте! А этот прибор - уже из двадцать первого века ! Вам пока это ни к чему...(достаёт айфон и как бы проецирует с него на экран) Он только нашим зрителям знаком и нужен!..

Европа уходит.Видео (синхрон) - из жизни ангелов, три основных возраста.

АРТЕМИДА.Смотри, братец, хорошее кино! Это христианские ангелы в детстве? Симпатичные! Вылитые мы с тобой.АПОЛЛОН.Какие они прелестные! И тоже с крыльями, как бабочки.АРТЕМИДА.Малыши все хороши! (далее они позируют, сравнивают себя с ангелами на экране)АПОЛЛОН.Вот они выросли... И правда, очень похожи на нас!.. Слушай, а они воинственные! АРТЕМИДА.Так ведь там же война! Чтобы людей хранить, надо быть во всеоружии!АПОЛЛОН.Нужно будет мне свой серебряный лук захватить...АРТЕМИДА.А мне - свой золотой...АПОЛЛОН.Ладно, с превращением не проблема... Но пока - поехали к маме Лето. Её нынче зовут Латона. Сменила имя. Скрывается!

Со своей песенкой они уходят.

На экране - видео, фото: пустынный остров Делос в Эгейском море.Музыка Древней Греции.Шум моря.Сюда прибыл из моря Посейдон, влюблённый в Латону. Он в чёрном хитоне с ожерельем из водорослей. Ждёт Латону и поёт о любви к ней.Но сначала он проделывает следующую манипуляцию. У него в руках трезубец Посейдона, который выполнен в виде гитарного кофра. Посейдон открывает кофр-трезубец и ... достаёт оттуда гитару. Кофр оставляет в стороне. Начинает играть, держа её вертикально, как древнюю кифару, но, почувствовав неудобство, берёт гитару нормально.Видео - море у острова Делос.Видео - жестокий глубоководный мир: мурена сжирает акулу.

Посейдон поёт (на свою музыку): Моя богиня! Подводный мир жесток и душен От беcпощадности закона... Но даст амброзии откушать Мой свет земной - моя Латона. Ни на Олимпе, ни под водой Вовек я не знал любви. И только остров этот пустой Ласкает чувства мои! Цветут вокруг пески и камни, Когда идёт моя богиня. И душу не гнетёт тоска мне, А море снова стало синим. Ни на Олимпе, ни под водой Вовек я не знал любви. И только остров этот пустой Ласкает чувства мои!Видео и фото: остров Делос, остатки храма Аполлона.

Шум моря.

Услышав песню, выбегает Латона, они обнимаются.

ЛАТОНА.Спасибо, дорогой Посейдон, что не забыл меня. В отличие от твоего брата Зевса. Да и дети наши с ним не очень балуют меня своим посещением. Я их уже давным-давно не видела.ПОСЕЙДОН.Ну что ты, Латона, как я мог забыть тебя, твои ласки! Это совершенно не возможно! Ты немедленно можешь спокойно уехать с этого дикого острова. Твой сын Апполлон давно уже уничтожил твоего врага змея Пифона, которого натравила на тебя - из ревности - богиня Гера и от которого ты скрывалась здесь. Аполлон его закопал в Дельфах и даже храм для моряков построил на том месте.ЛАТОНА.Я это знаю... Я здесь привыкла... Тут много добрых птиц и животных. Мне с ними хорошо...ПОСЕЙДОН.Жаль, ты не можешь жить под водой. Я бы тебе там построил дворец, жила бы, горя не знала.ЛАТОНА.Ладно, я уж тут ... Тебе же не составляет труда навещать меня... иногда?ПОСЕЙДОН.С радостью, Латона! Ты - мой свет земной!ЛАТОНА.Пойдём, Посейдон, в мою хижину, там у меня есть хороший чай.ПОСЕЙДОН.Я вообще-то захватил с собой сантуринского. Мы же всё-таки давно не виделись.ЛАТОНА.И правда, Посейдонушка! Я испекла пирожков с твоим любимым сыром из молока косули и, конечно, морской капустой. А на десерт - с амброзией.ПОСЕЙДОН.Кудесница моя!

Нежно глядя друг на друга, уходят обнявшись.

Видео - море у берегов острова. Летающие бабочки.

На острове появляются Аполлон и Артемида.

АПОЛЛОН.Я знаю, сестра, она здесь где-то в хижине прячется. АРТЕМИДА (глядя на сохранившуюся арку храма).Неплохая хижина!.. Она, что, не знает, что ты убил и похоронил змея Пифона?АПОЛЛОН.Думаю, что знает. Но, наверное, привыкла здесь в тишине и одиночестве. Нарушим ненадолго. (кричит) Латона! Латона!

Латона, слегка растрёпанная, прибегает вскоре.

ЛАТОНА.О, боже, мои дорогие дети! (обнимает их)АРТЕМИДА.Мы не помешали, мама?ЛАТОНА (смутясь).Ну что вы, дети, как вы можете мне помешать.АПОЛЛОН.Мы, собственно, на минуту, мамочка. Повидаться и ... попрощаться. Уезжаем в Александрию. Ненадолго. На людей посмотреть... ЛАТОНА.Каприз, да?АРТЕМИДА.Пожалуй, каприз. Говорят, люди там нуждаются в защите.ЛАТОНА.Будьте осторожны! В мире, я слышала, очень неспокойно! АПОЛЛОН.А что нам будет, мы же боги. А превращаемся вообще в бесплотных существ. Ангелы, называются.ЛАТОНА.Это я что-то слышала от Посейдона...АПОЛЛОН.Он навещает тебя?ЛАТОНА (смутившись).Иногда,.. проплывая к брату Океану.АРТЕМИДА.Ладно, мамочка,.. мы видим, что у тебя всё в порядке,.. и в посторонней помощи ты не нуждаешься,.. извини, нам надо на корабль ещё поспеть, из Европы отходит в Александрию.ЛАТОНА.... Прощайте, милые! Счастливого пути!

Обнимаются и расходятся в разные стороны. Аполлон вдруг видит брошенный кофр от гитары в виде трезубца.

АПОЛЛОН.Я вижу, мамочке здесь не очень одиноко. Трезубец Посейдона! АРТЕМИДА.Ну и хорошо! Пожелаем им счастья! Пифагор, наш математик и философ, когда-то говорил: "Не гоняйся за счастьем, оно в тебе самом!" Пошли, братец.

Видео острова Делос и моря чередуется с полётом бабочек.На экране проявляется лицо читающего Кавафиса:

Наверно, срок настал им вернуться... Или преображённые они среди нас уже скитаются неузнанные.Или вновь, такими как были, они явятся, чтобы учить нас истине, поднять из праха наше древнее служенье и эллинский обряд во всей красоте и славе..."

Звучит песня на стихи Кавафиса "Александрия" в исп. Е. Фроловой (есть фоногр)На экране видео - фрагмент из фильма "Русская Александрия"1920-х годов , судно с эмигрантами.Картины толпы беженцев из фильма "Бег".

Аполлон и Артемида наблюдают этот ужас.

АПОЛЛОН.Наверное, нам с тобой, действительно, здесь придётся выступить в роли защитников и покровителей. И уже - не муз, а людей. И, как говорила Европа, теперь в другой вере.АРТЕМИДА.Похоже на то, Аполлон. Поспешим, брат!..

Исчезают.Музыка С.В. Рахманинова "Восточный эскиз".

На экране - море, пароход, затем картина - на палубе старинного парохода. Нарядные дамы и мужчины.В небе летит парочка бабочек.

Выходит Режиссёр и готовит сцену: кресла на палубе, спасательный круг с надписью "Дионис".Палуба французского судна "Дионис", 1920-е годы. Корабль только что отошёл от Одессы в Александрию через Константинополь, увозя навсегда великого русского писателя И.А. Бунина из Советской России.На палубе появляютя Бунин и его статная красавица-жена Вера Николаевна.Бунин, как всегда, элегантен. Он в белом костюме и бабочке. Бабочка - как настоящая.Бунин взбешён.Ангелы расположились неподалёку. Ангелов никто, кроме зрителей, не видит по причине бесплотности.

БУНИН.Если я ещё хотя бы раз когда-нибудь увижу хотя бы одного большевика, - зубами заем, не оторвут! Как у этого идиота Скрябина "Поэма экстаза" (вопит) и-а-а!ВЕРА НИКОЛАЕВНА.Иоанн! Ты обезумел! Мы же на французском корабле!.. (показывает на экран) Ты всех людей перепугал!.. Большевики тю-тю, всё!, остались на берегу.БУНИН (нервно рыдает).Прости меня, Вера, экскьюземуа, не сдержался,.. ненавижу!

Аполлон и Артемида видят галстук-бабочку на Бунине.

АРТЕМИДА.Не понимаю, братец.АПОЛЛОН.Что именно? Я от тебя такое слышу впервые, чтобы ты что-то не понимала! Стала ангелом и поглупела?АРТЕМИДА.Шутник! Нет, вот смотри, видишь на нём бабочка сидит?АПОЛЛОН.Вижу, присела отдохнуть, что ли? Хотя!..АРТЕМИДА.Вот именно - хотя! Она сидит слишком спокойно, хотя он так себя буйно ведёт, что бабочка давно уже должна улететь. Может, умерла? Пойди потрогай.

Аполлон невидимо для Бунина подходит к нему и трогает бабочку.Бунин нервно поправляет галстук.

БУНИН.Вера, посмотри, у меня бабочка в порядке? А то вроде кто-то дотронулся!ВЕРА НИКОЛАЕВНА.Ты совсем спятил со своими большевиками! У тебя осязательная галлюцинация...

АПОЛЛОН.Странно, бабочка неживая и прикреплена! Зачем держать такое на шее!? Странные люди! АРТЕМИДА.Действительно, зачем мёртвую природу держать на себе?

На палубе Настя издалека вдруг узнаёт Бунина. Поражена! Бунин не просто её любимый писатель, она его боготворит. Бунин вдруг слышит, как сквозь шум моря и судна вдруг звучат его строки!

НАСТЯ. Боже мой! Бунин! Мой кумир! Какое счастье!..(приближаясь, исступлённо читает наизусть)"... О, Темир-Аксак-Хан!.. не было в подлунной отважней, счастливей и славнее тебя, смуглоликий, огнеглазый - светлый и благостный, как Гавриил, мудрый и пышный, как царь Сулейман! Ярче и зеленей райской листвы был шелк твоего тюрбана, и семицветным звездным огнем дрожало и переливалось его алмазное перо, и за счастье прикоснуться кончиком уст к темной и узкой руке твоей, осыпанной индийскими перстнями, готовы были умереть прекраснейшие в мире царевны и рабыни... Но,.. до дна испив чашу земных утех,.. в пыли, на базаре сидел ты, Темир-Аксак-Хан, и ловил, целовал рубище проходящих калек: - Выньте мою страждущую душу, калеки!.." Калиспера! Меса бель хайр! Здравствуйте, Иван Алексеевич Бунин, мой дорогой, любимый мой писатель!БУНИН (радостно поражён).Боже мой!.. Вера, прошу тебя,.. сходи в библиотеку, подбери мне "Ниву" за двадцатый год, если есть, конечно...ВЕРА НИКОЛАЕВНА.Хорошо, милый.(не очень дружелюбно глядя на Настю) Но только прошу тебя, Иоанн, - не безумствуй...БУНИН.Хорошо, хорошо, иди!..

Вера Николаевна, тревожно оглядываясь, уходит.Боги смотрят с большим интересом.

АРТЕМИДА.А тётушка Европа права: здесь интересно.АПОЛЛОН.Ещё как! Не то что на Олимпе, абсолютное спокойствие...

Артемида поёт их песенку.

АПОЛЛОН.Молчи, сестра!АРТЕМИДА.Нас никто не видит. А божественная музыка, музыка сфер, часто льётся с небес в любую эпоху.

Звучит Моцарт.

НАСТЯ (приближаясь к Бунину).Боже мой! Я даже слышу музыку сфер!.. (читает Бунина):

(На экране - портрет мечтающей девушки на палубе)

... Я черных коз пасла с меньшой сестройМеж красных скал, колючих трав и глины.Залив был синь. И камни, грея спины,На жарком солнце спали под горой.

Я прилегла в сухую тень маслиныС корявой серебристою корой –И он сошел, как мух звенящий рой,Как свет сквозной горячей паутины.

Он озарил мне ноги. ОбнажилИх до колен. На серебре рубашкиГорел огнем. И навзничь положил.

Его объятья сладостны и тяжки.Он мне сосцы загаром окружил...И научил варить настой ромашки.

На экране - палуба.

БУНИН.Я никогда не слышал, чтобы меня читали... наизусть!.. У вас поразительная, интереснейшая, своеобразнейшая душа. И память тоже. Как это вы это всё запомнили? Вы музыкант, да?НАСТЯ.Да, я играю, даже импровизирую иногда. Но дело не в памяти. Вы, Иван Алексеевич, не просто трогаете меня, вы входите в меня легко и сразу, целиком!.. Вы уезжаете?.. Но вот, что сказал Константинос Кавафис:"Сказал ты : «Я найду другую землю, море я найду другое.(На экране сквозь облака воозникает портрет Кавафиса)И город разыщу другой – конечно, будет лучше он.А здесь любой порыв душевный обречён,и сердцу моему, как мертвецу, построена гробница...

Но не бывает новых мест, других морей не знаешь ты приметы.Твой город за тобой пойдёт. По тем же улицам кругомты побредёшь. В кварталах тех же станешь стариком.В домах таких же спрячешь голову седую..."На экране - палуба.К "невидимым" Аполлону и Артемиде присоединяется Посейдон. У него тот же самый волшебный трезубец - оформленный под трезубец кофр для гитары.

АПОЛЛОН.Батюшки, Посейдон пожаловал! Ах ну да, мы же на море! Это его вотчина.ПОСЕЙДОН.Мои дорогие племянники! Мне ваша мать Латона рассказала о вашем капризе. Я решил, ничего не говоря своему брату Зевсу, вас сопровождать, на всякий случай. Такой уж я беспокойный дядька.АРТЕМИДА.Спасибо, дядя Посейдон. Но твоё беспокойство напрасно. Мы давно уже взрослые.ПОСЕЙДОН.Я покровительствую всем мореплавателям, коими вы нынче являетесь... (открывает кофр, достаёт гитару, поёт морскую песню - на усмотрение артиста).

БУНИН (продолжая).... Вы говорите Кавафис?.. Это кто, грек?.. Вы, видно, его тоже любите...НАСТЯ.Нет-нет, только вас, и никого другого... Правда, Кавафис - это особенное, чисто эллинское, при этом - современное. Я его воспринимаю головой, я его сама иногда перевожу на русский. А вы - как воздух, как вода, как вино - входите легко и ...дурманите. То, что я вас здесь встретила, это Глас Божий, счастье настоящее, непридуманное, просто свалилось на меня с небес, неизвестно за что!БУНИН.Как вас зовут?НАСТЯ.Анастасия,.. Настя.БУНИН.Значит, есть за что...Вы, Настя, очень добрая и нежная... И очень молодая, трепетная и красивая! Я тоже волнуюсь, глядя на вас. Но я-то старик, у меня душа истрёпана, изжита, истоскована...НАСТЯ.Боже мой, как вы хорошо сказали "истоскована"!.. У меня тоже истоскована душа, хотя мне нет ещё и двадцати. Но возраст здесь совершенно не при чём, ни ваш, ни мой... То, что вы пишете, никакой старик не напишет! Только молодой, зоркий и очень трепетный человек... Вы вообще не писатель.БУНИН.Господи! А кто же я?!НАСТЯ.Вы - явление природы!БУНИН (волнуясь)....Настя, прошу вас,.. сравните меня с чем-нибудь. Для меня это очень важно! Действительно, с явлением природы каким-нибудь.НАСТЯ.Это очень трудно, Иван Алексеевич!.. Вы как-то вмещаете в себя сразу все явления природы, включая вулкан и землетрясение. Вы - квинтэссенция, пятая стихия!БУНИН.Правда? Квинтэссенция!.. Так меня ещё никто не называл.НАСТЯ.Вы мне верьте! Ведь я еду практически в Древнюю Грецию.БУНИН.Это куда?НАСТЯ.В Александрию. Кавафис, кстати, тоже живёт в Александрии.БУНИН.Здорово! Ну-ка, ну-ка, расскажите, я это ужасно люблю!.. Я бывал в Алексадрии. У вас что, там родственники?НАСТЯ.Я еду к отцу. Он там - Генеральный консул.БУНИН.Позвольте, русский консул в Александрии - это Петров.НАСТЯ.Ну да, я - Настя Петрова.БУНИН.Вообще-то, не понимаю: какой может быть консул России, если России больше нет!НАСТЯ.О, Иван Алексеевич, в Александрии очень много настоящих русских людей! Россия живёт у них в сердце. Мне отец пишет: там творится много печального. И миссия русского консула, даже неофициального, чрезвычайно велика. Впрочем, я в этом не разбираюсь... Но я хочу сказать о вас, любимый мой Иван Алексеевич.БУНИН.Да, да, Настя, продолжайте через призму Древней Греции...

На палубе появляется Вера Николаевна.

ВЕРА НИКОЛАЕВНА.Иоанн, я тебя обыскалась!БУНИН.Вот, познакомься, Вера, это Анастасия Петрова, дочь нашего консула в Александрии.ВЕРА НИКОЛАЕВНА.Вера Николаевна, жена Ивана Алексеевича!.. Ян, тебе тут не надует?БУНИН (смеётся).Уже! Мне тут такого надуло!ВЕРА НИКОЛАЕВНА.Я вижу, вижу!.. Ян, я иду в библиотеку. Ты, между прочим, тоже хотел.БУНИН.Вера! Я же просил тебя мне подобрать там... Я пока здесь побуду, погода прекрасная,.. мне надо кое-что выяснить по нашим консульским вопросам,.. может пригодиться...ВЕРА НИКОЛАЕВНА.Но мы же плывём в Константинополь, это теперь, к сожалению, Стамбул, это Турция, а Александрия - Египет!.. А впрочем, ты, конечно, прав: русский консул - это пригодится... Ладно, я буду в библиотеке. Будь осторожен, может случиться... люмбаго!

Вера Николаевна, тревожно оглядываясь, уходит.

НАСТЯ.А что такое люмбаго?БУНИН.Да, это ерунда... Настя, а вы родились в Александрии?НАСТЯ.В Филиппополе.БУНИН.Филиппополь! Красиво! Где это?НАСТЯ,Назван в честь отца Александра Македонского - Филиппа.

АПОЛЛОН.О, наши люди! А Европа говорила - ничего не осталось!АРТЕМИДА.Да, оказывается, всё-таки есть! Европа всегда нагнетает всякие нелепости. Как это может быть - от Древней Эллады ничего не остаться! Она же - основа всего! Главное, чтобы в душах она осталась!

НАСТЯ.... Это нынче - автономия турецкая в Болгарии. Его ещё иногда называют Пловдив. Отец был там вице-консулом... Вы, кстати, с отцом очень внешне похожи...(тихо ему).... Это подарок судьбы! (видит бабочку) А вот и божественный знак её. Знак красоты и ... любви!БУНИН.Хорошо, что этого не слышит Вера Николаевна...(Видео - летящая бабочка. Бунин тоже её видит и декламирует)Настанет день — исчезну я, А в нашей комнате пустой Все то же будет: стол, скамья Да образ, древний и простой.

И так же будет залетать Цветная бабочка в шелку — Порхать, шуршать и трепетать По голубому потолку.

И так же будет неба дно Смотреть в открытое окно И море ровной синевой Манить в простор пустынный свой.

НАСТЯ.Эта ваша бабочка!.. Этот ваш голос!.. Ваше лицо!.. (целует его)БУНИН.Я уже никак не думал, что такое возможно... У нас в стране такое окаянство! Переворот, война...А тут... вдруг...НАСТЯ."Солнечный удар", прямо как у вас,.. и - компенсация за этот кошмар в России... Мы с бабушкой еле удрали из Москвы.БУНИН.Вы здесь с бабушкой?НАСТЯ.Да. Ей нездоровится после пережитого ужаса, она из каюты не выходит... Как там у вас о Стамбуле. Вы ведь в Стамбуле сойдёте?.."На главной улице в Стамбуле есть кофейня, где так сладко мечтать за чашечкой кофе на длинных диванах в пёстром ситце, тихо поглаживая спину кошке и опустив одну ногу, в туфле, на пол, а другую, в чулке, поставив на сиденье..." (берёт его руку)Я так и вижу себя в роли этой чудесной... счастливой кошки... БУНИН.Это невозможно!.. Настя... пойдёмте туда, в ресторан...НАСТЯ.Пойдёмте! Ужасно хочется музыки... Хотя в ваших строчках столько музыки! Никакой Бетховен не сравнится! Разве что - Моцарт, другой мой любимый... БУНИН.Спасибо, Настя! Моцарт - это второй подарок после квинтэссенции.НАСТЯ.Иван Алексеевич, поцелуйте меня... по-настоящему... Завтра ваш Стамбул, мы расстанемся...

Бунин целует Настю, забавно оглядываясь.

АПОЛЛОН.У нас, на Олимпе, так не робеют в этом случае.АРТЕМИДА.Да, забавно он себя ведёт.ПОСЕЙДОН напевает свою песенку "Моя богиня".

БУНИН.Пойдёмте отсюда... Туда, в ресторан.НАСТЯ.Пошли... выпьем вина...

Фото судового ресторана и танцующей пары, изображающей любовь.Режиссёр выносит столик и доску, на которой от руки написано: "Жаркое из свинины".Они заходят в ресторан, садятся за столик.Певица исполняет песню в стиле Вертинского:

Ориентир теряется у птиц -Смотреть, дышать, лететь им всё труднее.А люди от своих трудов бледнеют,Беспечно превратясь в самоубийц.Остановись, отчаянья творец!Не дай себя проклясть самой Природе,Которая в людском безумном родеПочувствует мучительный конец!

Подходит официант (Режиссёр). На нем - галстук-бабочка. Бабочка - как настоящая.

БУНИН.Два бокала красного вина. Шоколад.

Боги тоже появляются в ресторане.

АРТЕМИДА.Смотри, Аполлон, и на этом - мёртвая бабочка!АПОЛЛОН.Не корабль, а просто кладбище бабочек! (ужаснувшись, видит и читает вслух меню: "Жаркое из свинины", оглядывает едящих посетителей) Они питаются ... мёртвыми свиньями!.. Да, так люди долго не протянут!

Официант приносит заказ.

НАСТЯ.Горит хрусталь, горит рубин в вине,Звездой дрожит на скатерти в салоне.Последний остров тонет в небосклоне,Где зной и блеск слились в горячем сне.

Точно, Иван Алексеевич, это - мы здесь, на корабле...

БУНИН.Удивительно! Абсолютная фантазия... материализуется!

На экране - рождение и полёт бабочки.На экране - танцует пара в ресторане.

НАСТЯ.Как танцуют!БУНИН.Это, увы, нанятые.НАСТЯ.Неважно. У меня же - ненанятый кавалер... А что если нам потанцевать, а, Иван Алексеевич? Слабо?БУНИН.Можно попробовать... (Настя берёт его за руку, и они танцуют) ...Я последний раз танцевал лет 25 назад на балу у одной ефремовской помещицы. Я там живал у брата Юлия в имении под Ефремовым.НАСТЯ.А где это?БУНИН.Ефремов - это в Тульской губернии. Если читали Тургенева "Касьян с Красивой Мечи", так вот - река Красивая Меча - это там, в Ефремове.

Во время танца в ресторане появляется Посейдон.

ПОСЕЙДОН (ангелам).Смотрите, дорогие мои! Мне кажется, эти люди неправильно пользуются своей головой! Они такие огромные куски засовывают в неё через рот! Самоубийцы! (в зрительный зал) Господа! Нужно ведь не жрать, а только слегка вкушать и обонять... (наигрывает на гитаре) Безумцы!.. Да, этот мир скоро рухнет!..

НАСТЯ (Бунину в танце).Тургенев меня не трогает. А вот ваше, русское, наверное, оттуда:"Брат, в запыленных сапогах,Швырнул ко мне на подоконникЦветок, растущий на парах,Цветок пчелиный - желтый донник...Несжатый хлеб грозит нуждой,Быть может, голодом... И все жеМне этот донник золотойНа миг всего, всего дороже!"

БУНИН.Да, это мой "Донник". НАСТЯ."...На миг всего, всего дороже!" Теперь и мне, и мне!.. (прижимается к нему, судно качает)... Неспокойно наше Чёрное море!БУНИН.Уже, наверное, не наше. Турецкое. Как певица нежно поёт!..НАСТЯ.Господи! Вы же скоро сойдёте. Утром Стамбул!.. Иван Алексеевич! Вы можете мне пообещать?БУНИН.Конечно! Что захотите, Настя!НАСТЯ.Вы приедете ко мне в Александрию... Иначе я умру!БУНИН.Ну, зачем же умирать...(оглядываясь) Да, конечно, приеду. Назовите день.НАСТЯ.Ровно через неделю, дольше не вынесу. Сегодня тринадцатое. Двадцатого! Вам в Стамбуле на обустройство пять дней хватит?БУНИН.Вполне.НАСТЯ.Двадцатого в Александрию прибывает пароход из Стамбула. Я знаю точно от отца. Значит, из Стамбула он уходит 19-го. Пароход называется "Айя-София". Приходите прямо ко мне, в консульство. Это недалеко от порта. У меня там свои аппартаменты... А вот, кстати, ваша константинопольская "Айя-София":... утром храм был светел. Все молчало (на экране - парит бабочка в небе Стамбула, как бы над Айя-Софией)В смиренной и священной тишине,И солнце ярко купол озарялоВ непостижимой вышине.И голуби в нем, рея, ворковали,И с вышины, из каждого окна,Простор небес и воздух сладко звалиК тебе, Любовь, к тебе, Весна!

БУНИН.Вы просто волшебница, Настя! Я даже не думал, что это так может звучать! Это-колдовство!.. Я, конечно, буду! Просто не могу не быть!.. (целует её)НАСТЯ.А жена отпустит?БУНИН.Не спрошусь.НАСТЯ.Милый, дорогой, любимый мой человек! (Целует его) "Простор небес и воздух сладко звали К тебе, Любовь, к тебе, Весна!"БУНИН.Танец кончился, к сожалению. Пойдёмте за столик.

Садятся за столик.

Бунин видит вошедшую в ресторан Веру Николаевну.

БУНИН.Извините, Настя, дорогая, мне нужно к ней подойти.

Настя рассеянно кивает, Бунин подходит к Вере Николаевне.

ВЕРА НИКОЛАЕВНА,Ян, ты спятил!.. В конце концов, это пошло - повторять ситуацию твоего покойного друга Антона Чехова в его "Чайке". Ты же не Тригорин, ты - выше! Безмерно выше!БУНИН.Вера, не говори глупости, какой Тригорин! Мы же завтра сойдём в Константинополе. Прошу тебя, дай мне договорить, иди в каюту, я скоро приду. Что ты себе выдумала!ВЕРА НИКОЛАЕВНА.Хорошо! Здесь сквозит! Помни о своём радикулите...БУНИН.Вера, жди меня в каюте!..

Вера Николаевна тревожно уходит.

НАСТЯ.Господи, я с ума сойду! БУНИН.Не волнуйтесь, Настя! Ровно 20-го я у вас, в русском консульстве. Пароход "Айя-София", это имя для меня святое!.. Настя, мне трудно от вас оторваться, но я должен идти к Вере Николаевне. Она там одна действительно с ума сойдёт.

Бунин встаёт, Настя приникает к нему.

НАСТЯ.Я жду вас, моё божество!БУНИН.До свидания, моя юная радость!..НАСТЯ. Господи! Нет! Я так хочу именно сейчас,.. чтобы вы стали похожим на своего поручика!БУНИН.Какого? У меня их несколько. Правда, все молодые.НАСТЯ.Возраст здесь совершенно не причём. Я имею ввиду решительность! Поручик, конечно, из "Солнечного удара"!БУНИН (страстно).Увы, мы не на Волге, с этого парохода не сойдёшь, где хочется!НАСТЯ.В качестве "сойдём"... я вас приглашаю к себе в каюту.БУНИН.А бабушка?НАСТЯ.Ей пора погулять! А то она в своём шоке от большевиков ... засиделась в засаде. Здесь, на французском судне, абсолютно спокойно... Через полчаса в музыкальном салоне начнётся концерт какого-то нашего эмигранта - пианиста. Он будет играть Рахманинова, который тоже убежал от большевиков... Я её туда посажу на полтора часа. И скажу, что приду за ней.БУНИН.А если всё-таки вернётся бабушка?НАСТЯ.Какой вы осторожный, родной Иван Алексеевич,.. в отличие от вашего героя... Вы же сами сказали: душа истоскована. И - у меня тоже!БУНИН.Настя, дорогая, я теряю разум! (целует её, она отвечает страстно)НАСТЯ.Нам с вами он сейчас не нужен!БУНИН.Настя, ты чудо!.. Назови номер каюты и время.НАСТЯ.Номер 17. Ровно через 40 минут.БУНИН (смотрит на часы).Засёк!.. Пойду успокою Веру Николаевну. Официант, счёт!

Официант приносит счёт. Бунин, внимательно прочитав, аккуратно расплачивается, торгуясь. Уходит.

На экране - иллюминатор на пароходе.

Звучит фортепиано - страстная часть из Третьего концерта Рахманинова.На экране - рождение бабочки.Бунин быстро и осторожно идёт к каюте № 17. Стучит.Настины руки его втягивают в каюту...Бунин спотыкается, чуть подзастревает как бы в узких дверях.

АРТЕМИДА.Я предчувствую большую беду, Аполлон!АПОЛЛОН.Что ты, милая сестра, ты ничего не понимаешь. Здесь же любовь!АРТЕМИДА.Это страсть! Если у нас, на Олимпе, такая страсть проходит безнаказанно, то здесь, на Земле,.. я повторяю - я предчувствую большую беду! Здесь это находится в ведении нечистой силы. Носителя её называют дьявол или чёрт!.. Будем спасать!.. Нам необходимо быть в Александрии, в этом русском консульстве! И не позже 20-го числа!АПОЛЛОН.Я не знаю их календаря.АРТЕМИДА.Я тоже. Но придётся узнать! Мы же - ангелы-хранители. Придётся узнать нынешний календарь, чтобы лучше хранить современных людей от беды!АПОЛЛОН.Я пока ещё не ангел-хранитель. Не решаюсь! А может, и не ... потяну.АРТЕМИДА.Неважно! Ангел-не ангел! Помчались!..

Видео - в Александрии 1920-х годов, злачные места.Видео - проглядывает лицо Кавафиса.

Музыка Древней Греции.

Аполлон, глядя на злачные места Александрии, проходит на её фоне вновь в образе греческого бога, почти обнажённого.

ГОЛОС КАВАФИСА:Когда один из них проходил по александрийскойрыночной площади, в час вечерних сумерек,в облике высокого, безупречно прекрасного юношис блаженством бессмертия в глазах,то прохожие взирали на негои один другого спрашивал: кто это,грек ли сирийский, чужеземец ли.Но некоторые,вглядываясь с большей внимательностью,начинали понимать и отступали в сторону:и пока он растворялся под колоннадами,смешиваясь с тенями, с огнями вечерними,направляясь в квартал, который лишь ночьюоживает в оргиях,..раздумывали, кто же из них всё-таки и для какого сомнительного удовольствияснизошёл на александрийские улицы с Благословенных Святейших Чертогов?

ГОЛОС АРТЕМИДЫ.Что ты ещё надумал, Аполлон! Какой ты легкомысленный, ветреный! Зачем вновь стал Аполлоном! Мы же - ангелы! Не шали! У нас много дел! Немедленно оденься! Как тебе не стыдно! У людей такое трудное время!АПОЛЛОН.Но я же не ангел! Меня вполне мог попутать бес! Она такая интересная - разная и противоречивая, эта... упоительная Александрия!..

Аполлон, озорно как бы извиняясь, убегает.Музыка Рахманинова.

На экране - русское консульство в Александрии, интерьер, окно.

Петров и Наташа. У Петрова рука на перевязи. Он ранен. ПЕТРОВ.... Я с английскими властями договорился ещё на год. Даём возможность людям трудоустроиться в Александрии. Или уехать. Здесь, кстати, теперь есть, во многом благодаря мне лично, православная церковь, а недалеко от города - очень хороший православный монастырь. НАТАША.Ты это мне говоришь, Саша! Как-то мне рановато... Давай лучше откроем с тобой ресторан "Император". Дипломатических отношений с этой Россией всё равно нет... Не понимаю, как может быть Россия без царя! Помазанника Божьего!.. Сбывается наше: "Без Царя в голове"... Да как же без Царя-то - батюшки!.. "Я б для батюшки-Царя Родила богатыря!" А теперь что?! Кто там у них? Ленин? Кто это - председатель, да?! Карающий меч революции, да?! Значит, - Я б для председателя родила б... карателя!..ПЕТРОВ (крестится).Господи! Бедный Пушкин!..А России и не может быть без этого! Я думаю, англичане нам помогают исключительно по монархической причине. Виктория, царство ей небесное, ведь она была бабушкой нашей императрице Александре Фёдоровне и её сестре Елизавете Фёдоровне. Бедные, мученицы Святые, погибли от рук разбойников, дьявольских прислужников! Помянем, Наташа. (наливает вино)НАТАША.Царствие Вам Небесное, наши дорогие Ваше величество, Ваше высочество!..(крестятся, выпивают)ПЕТРОВ.... А ресторан "Император" - это отлично! Опять же и для нашего Монархического Союза... Ты Настю видела? Какая-то она приехала сама не своя. Может быть, что-то произошло у них на пароходе?НАТАША.Да, она даже разговаривать не стала. Заперлась в своей комнате. Я её толком с тех пор и не видела. Сегодня какое число?ПЕТРОВ.21-е. Ты пошла бы к ней, поговорила. А то я с бабушкой говорил, она не знает ничего - её укачало, она всю дорогу в каюте пролежала и ещё, говорит, на концерте была. Там, на корабле, пианист играл Рахманинова... (Морщится от боли, садится за свой стол, на котором лежит большой револьвер.)НАТАША.Что, болит рука?ПЕТРОВ.Ерунда!.. (смотрит на стену) Стену пулей повредил, разбойник!НАТАША.А ты хотел бы, конечно, как рачительный хозяин, чтобы она, вместо стены, в тебе застряла! Хорошо, что по-касательной прошла. ПЕТРОВ.Я не верю, что это был одиночка. Идти в русское консульство стрелять! Явный заказ.НАТАША.Я согласна. Тем более, что с некоторых пор на нашем особняке нет таблички о том, что это Российское консульство.ПЕТРОВ.Ну да, ещё не хватает, чтобы я был консулом Советской России! Шайки разбойников!.. Увы, Россия погибла! Её больше нет! Бунин прав.НАТАША.А при чём тут Бунин?ПЕТРОВ.Ты не читала его повесть "Окаянные дни"?НАТАША.Нет, не успела.ПЕТРОВ.Возьми там, в шкафу, мне из Парижа прислали. Ужасная вещь! Абсолютная правда!

Они замолкают на минуту. Сбоку освещается комната Насти.Большой портрет Бунина, стол, его книга.Настя замерла за столом.Из окна доносятся звуки Александрии: цоканье копыт лошадей и осликов, изредка клаксоны автомобилей, издалека раздаётся гудок парохода.Настя вздрагивает тревожно, выключает свет.

НАТАША.Да, странное покушение!ПЕТРОВ.Помнишь, Наташа, уже что-то подобное было в прошлом году. Откуда этот револьвер, вспоминаешь?.. Я же его отобрал у бандита. Тот, правда, был совсем никакой, обкуренный... Мне следователь сказал, что он вскоре умер. Это, кстати, мне помогло официально зарегистрировать оружие. (смеётся) Как трофей, в виде исключения. Губернатор Александрии посодействовал. И даже поощрил, ссылаясь на трудные времена.НАТАША.Я помню. Револьвер тебе даже идёт, когда ты в нашем императорском дипломатическом мундире. Только ты бы спрятал его.

Входит отрешённая грустная Настя с книгой Бунина в руке.

ПЕТРОВ.Настя, что с тобой! Ты что нас не видишь?НАСТЯ.Простите, здравствуйте... Папа, ты не скажешь, пароход "Айя-София" пришёл?ПЕТРОВ.Да, конечно, Настя, он ещё вчера рано утром ошвартовался. Ты что, ждёшь кого-то?НАСТЯ.Уже нет...

Настя издалека видит лежащий на столе в кабинете револьвер. Вздрагивает, улыбается обречённо.

НАСТЯ (Смотрит на отца, видя в нём схожесть со своим кумиром) .Можно я немного посижу в твоей библиотеке, папа?ПЕТРОВ.Конечно, Настя, пожалуйста. Ты раньше не спрашивалась... Что ты на меня так смотришь!?НАСТЯ.Да нет-нет, ничего... Так... наваждение просто...

Тем временем, видно, что Настя в кабинете за отцовским столом что-то написала в книге Бунина, взяла револьвер и стала его рассматривать. Револьвер выстрелил.

Но в этот момент Артемида резко отбивает руку Насти. Она укрывает её своими крылами на минуту. Затем передаёт её Петрову.

Артемида возникла внезапно и для Петровых незаметно.

Петров обнимает чуть не погибшую рыдающую Настю, поднимает упавшую книгу и видит надпись на ней. Читает вслух:"Не вижу смысла! Прости меня, папа!"Сразу захлопывает.НАТАША.Ты что, Настя,.. с ума сошла! Пойдём к тебе.НАСТЯ (кричит сквозь слёзы).Оставьте меня все! Кто мне помешал?!ПЕТРОВ (тихо).Вероятно, это твой ангел-хранитель...

Настя уходит к себе, с ней - Петров и Наташа.

ГОЛОС БУНИНА (мелодекламирует):"Ты, девочка! ты, с ангельским лицом,Поющая над старой звонкой лютней!Я мог твоим быть другом и отцом...Но я один. Нет в мире бесприютней!Мир — бездна бездн. И каждый атом в немПроникнут Богом — жизнью, красотою.Живя и умирая, мы живемЕдиною, всемирною Душою.

ПЕТРОВ (уходя последним).Господи! Я чуть не проворонил мою девочку! Действительно, ангел спас!

АРТЕМИДА.Боже мой! Их всех надо срочно спасать!АПОЛЛОН (беспечно).Ну, не знаю. Красивый город, много всяких привлекательных, красивых мест, я видел...АРТЕМИДА.Ты забыл, Аполлон, мы с тобой теперь ангелы-хранители! Давай же будем защищать людей от нечистой силы. А не служить ей! У них это называется дьявол.АПОЛЛОН (весело).Я этого дьявола поражу из своего серебряного лука, как я поразил мерзкого змея Пифона, освобождая нашу матушку Латону!АРТЕМИДА.Ой, боюсь, с дьяволом так не получится. Я вижу, он проник в душу всех людей и сидит там, и точит, точит. Похоже, он и к тебе подбирается.АПОЛЛОН.Ещё чего! Судьба Пифона по нему плачет. А как же спастись людям?АРТЕМИДА.Мы поможем! Я уже кое-что узнала. Тут, в Александрии недалеко от города монастырь. Он называется коптский, то есть египетский. Они туда ходят молиться! А ещё, я знаю, живёт в Александрии прекрасный поэт - реформатор греческого языка Константинос Кавафис. Он нам поможет. Вот послушай!

Видео - улицы старой Александрии.Видео - рождение бабочки и полёт.

Артемида поёт (есть песня), а может быть, фонограмма этой песни в исп. Е. Фроловой:

Когда ты слышишь внезапно, в полночь,незримой процессии пенье, звукимерно позвякивающих цимбал,не сетуй на кончившееся везенье,на то, что прахом пошли все труды, все планы,все упования. Не оплакивай их впустую,но мужественно выговори "прощай"твоей уходящей Александрии.Главное – не пытайся себя обмануть, не думай,что это был морок, причуды слуха,что тебе померещилось: не унижай себя.Но твердо и мужественно – как присталотому, кому был дарован судьбой этот дивный город, –Александрия.Шагни к распахнутому окнуи вслушайся – пусть с затаенным страхом,но без слез, без внутреннего содроганья, –вслушайся в твою последнюю радость: в пеньестранной незримой процессии, в звон цимбали простись с навсегда от тебя уходящей Александрией.

Видео - бурное море.Наплывом - портрет Кавафиса.Фото: коптский монастырь в пустыне, церковь, интерьер её.

Выходит Режиссёр, выносит горящую лампадку.

"ГОЛОС КАВАФИСА":

Я церкви Греции люблю - их шестикрьшья, звоны, обрядовое серебро, светильники, иконы, лампады, чаши, алтари, огни, амвоны. И каждый раз, когда вхожу я в греческую церковь с благоуханьями ее, сияньем, песнопеньем, с многоголосьем литургий, священников явленьем - само величье строгий ритм диктует их движеньям, их жесты свыше им даны, их облаченье свято, лампад сияньем, жаром свеч убранство их объято, - и в этот час объят мой дух величьем нашей Византии, культурой моего народа, великого когда-то.

Двор коптского монастыря.

Видео - бабочки в небе, они тоже как бы летят в монастырь.

Выходит Посейдон в своей чёрной рубахе. Звучит колокол.

Выбегает Латона. Она - в хитоне греческой богини. Бросается к Посейдону.

ЛАТОНА.Я тебя всюду ищу, Посейдон! С ног сбилась! Пришлось даже у Зевса спросить, но тот, как всегда, такими мелочами не интересуется... Ты слишком далеко уехал... от меня! ПОСЕЙДОН.Милая моя Латона! Как я рад тебя видеть! Не волнуйся, скоро мы вернемся с тобой на остров Делос. Мои племянники Артемида и Аполлон слегка увлеклись. ЛАТОНА.Я здесь вообще ничего не понимаю!ПОСЕЙДОН.Милая Латона, здесь у людей сегодня совсем другая вера. Называется Православие. Здесь, в православном монастыре Александрии, я услышал от священника слова Святого Антония Египетского, которые меня потрясли:"Когда человек живёт в добродетели, аскетизме и духовной борьбе, стараясь возвысить свой разум, его окрыляемая душа возносится к небесам."Правда, люди этому, к сожалению, не следуют.ЛАТОНА.Это очень красиво. Люди не следуют, но это зато прекрасно относится к тебе! Ты олицетворяешь собой настоящую добродетель ... по отношению ко мне. Ты исправляешь ошибку эгоиста Зевса.ПОСЕЙДОН.Дорогая моя! (обнимает её)ЛАТОНА.Я ничего не понимаю! Мы с тобой ехали сюда, в Александрию двадцатого века, за моими детьми, богами Аполоном и Артемидой. Где они?ПОСЕЙДОН.Да, они здесь, в городе. Только они стали бесплотными. Их не видно! Это в христианской вере называется ангелами ...ЛАТОНА (тревожно).Надолго?ПОСЕЙДОН.Нет, не волнуйся, это их временный каприз. Мы все скоро вернёмся назад, к себе, в Грецию.ЛАТОНА.А как же люди?ПОСЕЙДОН.Люди вконец заблудились. Если они не образумятся и дальше будут себя так вести, скоро к ним придёт Апокалипсис и конец света! Некоторые спасаются здесь, в монастыре. Не знаю, поможет ли...ЛАТОНА.Спасаются? От кого?ПОСЕЙДОН.От самих себя.ЛАТОНА.Я совершенно запуталась!.. Вернёмся ко мне на остров! Там хорошо, всё понятно и гармонично.

Вдруг гремит сташный гром, и появляется Гера.Посейдон защищает Латону от неё.

ПОСЕЙДОН.Не смей трогать её, Гера!ГЕРА.Твой гнев напрасен, дорогой Посейдон. Я давно уже простила Лето, или как её теперь зовут - Латону. Да и мы сейчас в таком месте, где царят спокойствие и прощение.ПОСЕЙДОН.Зачем ты здесь, Гера? Мой брат Зевс, я думаю, тебя заждался.ГЕРА.Не сердись, Посейдон. Я просто хочу попросить прощения у Латоны.ЛАТОНА.Ты лжёшь, Гера! Мой сыночек Аполлон убил твоего подручного змея Пифона, так ты решила теперь сама мне отомстить...ГЕРА.Нет, Латона. Я как хранительница семьи и домашнего очага решила твёрдо - надо уметь прощать. Я тебя простила, Латона, за то, что ты ... любила моего мужа ... и родила от него. Я поняла, что всё-таки любовь это - свято! Как свят и домашний очаг. Прости меня!ЛАТОНА (плачет).О Боже!.. Гера! Твоё великодушие... велико!.. Я знаю, через какое страдание ты прошла. А я прошла через великий страх. Прости меня тоже!.. Будем как сёстры!ГЕРА.Во имя любви и сохранения домашнего очага, которые святы! (обнимаются)ПОСЕЙДОН.Я знал, что жена моего брата в глубине души не может не быть великодушна!ГЕРА.Ну что ж, посмотрим на людей ... Расположимся вон там!..

Боги уходят в сторонку и живописно располагаются у стен монастыря.

Появляются Бунин с Верой Николаевной. Крестятся.

БУНИН.Мне бы нужно здесь, в Александрии, прежде чем мы уедем в Париж, зайти в русское консульство. Я обещал ещё месяц назад.ВЕРА НИКОЛАЕВНА.Не безумствуй, Иоанн! Время прошло...

В монастыре появляются Артемида с Аполлоном. Артемида сразу подходит к Бунину.

АРТЕМИДА (услышав, что сказал Бунин).Я не советую вам появляться там, Иван Алексеевич.БУНИН (крутит головой, вертится).Кто это мне тут ... не советует!.. Чей это голос?! Кто вы такая! Как вы смеете... вторгаться в мою приватность! Чёрт, никого нет!.. (крестится) Чур меня!АРТЕМИДА.Я никто, я просто ангел-хранитель той девушки, которая потеряла себя на корабле тогда... из-за страсти к вам. Оставьте её в покое. Она чуть не покончила с собой... из-за вас.БУНИН.Чуть не покончила... О Господи! (крестится) Спаси меня и помилуй!.. Я не пойду туда... ... Будущим поэтам, для меня безвестным, Бог оставит тайну - память обо мне. Стану их мечтами, стану бестелесным, Смерти недоступным, призраком чудесным...ВЕРА НИКОЛАЕВНА.Именно, призраком!.. Сегодня же уезжаем в Париж. Пароход на Марсель отходит через четыре часа!БУНИН.Да, Вера!..

Вера Николаевна под руку уводит Бунина. Вдруг Бунин видит входящую в монастырь грустную Настю. Она тоже видит Бунина, закрывает лицо руками.

На экране появляется образ Богородицы коптской.

БУНИН.Постой, Вера!.. Боже мой, Настя! Удивительно! Как наваждение какое!.. Настя, дорогая, я тогда, месяц назад, не смог приехать. Ты обиделась? Прости, прости! Сегодня - Прощёное воскресенье. Мы зашли с Верой Николаевной сюда помолиться, очиститься прощением ... перед Великим Постом. И перед отъездом.НАСТЯ (тихо).Простите и вы меня, Иван Алексеевич, Вера Николаевна... Хорошо, что мы случайно встретились именно здесь, в монастыре, и именно сегодня, в Прощёное,.. на глазах у Богородицы. Я к Ней пришла. (крестится) Прощайте, Иван Алексеевич, храни вас Бог! Не поминайте лихом.ВЕРА НИКОЛАЕВНА.Прощайте, Настя!.. Пошли, Иоанн, быстрей, нам скоро на пароход.

На экране - картина "Ангел и Настя"

АРТЕМИДА.Ну вот и хорошо. Я твой ангел-хранитель, Настя... и советую тебе - поезжай в женский монастырь и оставайся пока там. Твоя душа должна успокоиться. В мире этого не получится. Только обязательно напиши отцу, а то он с ума сойдёт.НАСТЯ (крестится).Какой у тебя чудесный голос, как хорошо! Я так и сделаю...

Артемида уводит Настю.Но видит, что сюда бежит Европа.

АРТЕМИДА (Насте).Девочка, не бойся ничего!.. Следуй моему совету!.. Счастливо тебе!ЕВРОПА.Спешила посмотреть на вас, дорогие мои боги! Как вы тут?АРТЕМИДА.Оказались очень нужны! Вопрос жизни и смерти! Видела девочку? Чуть не погибла ... от бесовской страсти.ЕВРОПА.А я что говорила! Люди нынче очень нуждаются в защите!.. А ты, Аполлон?АПОЛЛОН.Ой, не знаю! Скучаю по своим Музам. Знаешь, тётушка, нам с Артемидой тут один поэт понравился, наш, греческий, Кавафис. Он меня сопровождал однажды по ночной Александрии. Он мне объяснил кое-что! Благодаря ему наши греки нынче говорят на понятном современном языке! Да будет так всегда!ЕВРОПА.А вы, Латона, Посейдон?.. Что-то я тебя, Посейдон, не узнаю. Ты как-то изменился... Где твои водоросли? Трезубец? Ты что, перестал быть богом?ЛАТОНА.У меня тоже голова идёт кругом!.. ПОСЕЙДОН.Нет-нет, Европа! Я это оставил у входа в монастырь. Я просто попытался здесь, в монастыре, пройти через наш греческий катарсис.ЕВРОПА (насмешливо).Ну и как, удалось?ПОСЕЙДОН.Как тебе сказать, Европа. Я здесь по-настоящему почувствовал себя ... явлением природы... Можешь не сомневаться, дорогая моя Латона!.. Наши греческие боги, как явления природы, живы, я их чувствую... Знаешь, у христиан есть хороший обычай - причислять к лику святых обычных людей, совершивших подвиги. Им они молятся, и они защищают их от бед. Мне из них очень понравился наш греческий православный святой Нектарий. Он защищает даже от онкологических заболеваний. Меня один здешний монах научил молитве к нему. Вот послушайте! Жаль гитару у входа оставил!

Напевает Молитву Св. Нектарию (на свою мелодию):О, Святитель Нектарие, отче Богомудрый!Приими, блюститель веры православныя,исповедание людей христоименитых,.. во всех концах вселенныя призывающих имя твое, ... от раковыя болезни исцеление даруеши!

ЛАТОНА (растрогавшись).Мне тоже понравился Святой Нектарий, он такой хороший!ПОСЕЙДОН.Правильно, ведь ты же эллинка!.. АРТЕМИДА.Как я рада повстречать тебя здесь, матушка!.. Мы поедем отсюда вместе? ЛАТОНА (нежно смотрит на Посейдона).Вам с Аполлоном - на Олимп, а нам с Посейдоном - на остров Делос... Я только беспокоюсь, что я ничего не сделала для людей.ЕВРОПА.А ты-то вообще не волнуйся, Латона! С тобой произошло всё само собой.ЛАТОНА.Как это?ЕВРОПА.Вспомни своё греческое имя!ЛАТОНА.Лето.ЕВРОПА (весело).Тебе и делать ничего не надо! Ты теперь у нас в Европе - прекрасное время года! Согреваешь всех людей сразу своим теплом! (показывает в зал) И даже их согреваешь, спустя три тысячелетия!ЛАТОНА.Правда? Как хорошо! А тебя, Посейдон, я согреваю?ПОСЕЙДОН.Конечно! Ещё как!(поёт свою песню "Моя богиня")ЕВРОПА.А у тебя тоже, Аполлон, есть одно местечко, где тебя точно любят современные люди. Это как раз в той самой России! Там, в Первопрестольном городе Москве есть Большой театр. И на нём - твоя квадрига с твоей скульптурой. Так что - соскучишься по земным музам, давай туда, воплотись в свою собственную скульптуру и живи себе на здоровье со всеми людскими музами, которые там, в театре, пребывают всегда! Несмотря ни на какой государственный строй! И при любой религии.

На экране - квадрига Аполлона на Большом.

АПОЛЛОН.Спасибо, Европа! Твои советы - бесценны!.. Я вспоминаю это место!..(в зал) Я думаю, его все знают?..ПОСЕЙДОН.Ну что, дорогие мои божественные племянники, пора домой! А может быть - останемся?!..

Музыка Моцарта, 5 концерт, от начала.

На экране - древнегреческие храмы, современный ритуал зажжения Олимпийского огня: танцующие богини в белых хитонах с факелами, растворяющиеся в облаках.И - летящие бабочки.И руины древних храмов. И - видео "Кавафиса", читающего (в сопровождении Моцарта): Их разбитые изваянья, их изгнанье из древних храмов - вовсе не значит, что боги мертвы! Поклон.

***

культура искусство театр театр
Facebook Share
Отправить жалобу
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА