Опубликовано: 26 октября 11:38

Здравствуйте, фрау Щедрин!

«Здравствуйте, фрау Щедрин!» - так приветствовали Майю Плисецкую немецкие соседи в Мюнхене. Переезд Плисецкой в Германию состоялся вскоре после её ухода со сцены: 4 января 1990 года балерина танцевала свой последний спектакль в Большом театре – «Даму с собачкой.

Майя Плисецкая и её супруг Родион Щедрин никогда не делали тайны из того, что их отъезд на Запад был связан с чисто практическими соображениями. Выбор в пользу Мюнхена был безупречен: хороший  альпийский воздух, близость Парижа, Мадрида и других европейских столиц, качественная медицина, комфортный быт. Плисецкая говорила: «Немцы называют Мюнхен самым северным городом Италии. Они шутят, что население Германии делится на тех, кто живёт в Мюнхене, и тех, кто хочет в нём жить. А какая насыщенная здесь художественная жизнь!» Главным делом для  Плисецкой  в этот период стала  работа мужа. В Германии Родион Щедрин подписал контракт со знаменитым музыкальным издательством «Шотт», в котором хранятся рукописи Бетховена, Вагнера и других великих мастеров. В «Шотт» решили издать все произведения  Щедрина – уже написанные и те, что он ещё не сочинил. Кроме того, издательство содействовало постановке балетов и исполнению симфонических  работ Родиона Константиновича в самых известных театрах Германии. Его произведения исполняли и исполняют лучшие музыканты, дирижеры и оркестры.  Щедрин является членом Баварской и Берлинской Академии изящных искусств с 1976 года, кстати, единственным из ныне живущих русских композиторов.  

«Отдаю в надёжные руки». В 2008 году Майя Плисецкая и Родион Щедрин  решили передать часть своих архивов Академии художеств, которая является одним из крупнейших архивов Германии. Вместе с партитурами и другими документами Щедрина в архив были переданы и экспонаты, связанные с жизнью и творчеством Плисецкой. Балерина отметила, что расстаётся с вещами «с чувством, что  отдаю это в надёжные руки,  это будет для людей важно и интересно». И уточнила: «Я разделила архив. В Москве, наверное, даже больше. Я подумала: где-то что-то погибнет, а где-то останется. Пускай будет и тут, и там. В Москве до сих пор не разобрали. А в Берлине была роскошная выставка».

В 2009 году в Берлинской академии художеств прошел вечер «Майя Плисецкая: Реверанс». Такого столпотворения академия не видела давно. Одна из участниц вечера рассказывала: «Русских было немного. Их можно было узнать по принесенным цветам. В Германии традицию дарить артистам цветы давно забыли. Плисецкая приехала в Берлин вместе со своим мужем композитором Родионом Щедриным. В залах Академии развесили фотографии Плисецкой с Морисом Бежаром и Пьером Карденом, а также костюмы, которые Карден сделал специально для балерины. Когда в концертном зале появилась сама Плисецкая, все вскочили с мест и зааплодировали. Многие сразу дарили ей цветы, хотя сегодня Плисецкая танцевать не собиралась. В Берлинской академии показывали отрывки из «Кармен-сюиты» и «Дон Кихота», а также «Умирающего лебедя». Я впервые видела это на большом экране; сидевшие рядом со мной девочки балетного вида тихо плакали».

Майя Михайловна часто бывала в мюнхенском центре русской культуры «МИР». При этом центре уже  много лет работает балетная школа, Плисецкая была лично знакома не только с руководителем школы, но и с некоторыми её воспитанниками. Детям повезло: они видели и говорили с самой великой балериной второй половины ХХ века. 

Завещание. Такая слава, которая была у Плисецкой, не снилась даже голливудским звёздам. Потому что в Плисецкой сошлось всё: и характер, и душевный огонь, и уникальное дарование. Представительница самого консервативного из искусств, она преодолела его кастовость и вошла в каждый дом, от Москвы до сибирской деревни, где её не самая простая фамилия стала символом чего-то совершенного и безупречного. Вероятно, благодаря тому, что Плисецкая оставалась совершенно нормальным, свободным человеком в условиях советского режима, она и стала символом своего времени. Великая балерина умерла в 2015 году. Родион Щедрин рассказал о завещании жены: «Тела наши после смерти сжечь, и когда настанет печальный час ухода из жизни того из нас, кто прожил дольше, или в случае нашей одновременной смерти, оба наших праха соединить воедино и развеять над Россией».

Статья написана с использованием интернет-ресурсов: dw.com, shchedrin.de, румир.рф, ruskoepole.de, ruskaljetopis.hr, matrony.ru, vedomosti.ru, vesti.ru

Фотография: http://www.shchedrin.de/index.php?id=10

культура искусство театр театр Щедрин, Плисецкая, балет, архив
Facebook Share
Отправить жалобу
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА