Опубликовано: 24 февраля 2013 19:27

Что забыл Кирилл Серебренников в " Зойкиной квартире"?

Михаил Афанасьевич Булгаков любил, а еще больше - ненавидел МХАТ (ныне - МХТ, что странно, но это - другая история). Слишком многое связывало писателя со знаменитой сценой. Оглушительный, неправдоподобный успех, который имели "Дни Турбиных" в первой половине прошлого века, мог удовлетворить амбиции любого, даже столь склонного к самоиронии автора. А дальше эйфория, как известно, сменилась кошмаром, непотребным, несправедливым гонением, и роман Булгакова с МХАТом, увы, закончился. Иное дело - наше время: все, считающие себя режиссерами, ничтоже сумняшеся за Булгакова принимаются. Радуется ли Михаил Афанасьевич, внимательно наблюдая за всем происходящим сверху - не знаю. Не уверена.И хотя мысли эти одолевали меня по пути в театр, надеялась я на чудо. Чудо в данном случае представлялось мне в виде Кирилла Серебренникова. Я, правда, совершенно не к месту (в чудо надо безоговорочно верить) вспомнила некое действо в постановке Серебренникова на третьем ТВ канале. Алла Демидова читала рассказы Бунина. По моему глубокому убеждению, озвучивание гениальным бунинским рассказам противопоказано. Категорически противопоказано. Интимный психологизм бунинской прозы требует столь же интимного осмысления. Ну, это ладно, это к слову. Рассказы Демидова прочитала довольно однообразно, но с выражением, зато Серебренников дал волю своей необузданной романтической фантазии. И что же из это вышло? Да ровно ничего, кроме зашкаливающей пошлости и мещанского антуража. Будуары, полуголые дамы в вуалях, молодые люди, заламывающие этим дамам руки, леса, утопающие в призрачных туманах. Не очень приятное зрелище, доложу я вам. И вот теперь "Зойкина квартира" на сцене МХАТа в постановке Серебренникова. А знаете: чудо произошло! С одной, но очень важной оговоркой - талант Серебренникова все же от лукавого! В истории человечества таких примеров немало. Так что же лучше: благопристойная серость или злой гений? Хороший вопрос. Мне бы лично приглянулось достойное сочетание таланта и некого нравственного начала. Впрочем, всем не угодишь. Тем более, что "Зойкина квартира" - квази выдающееся событие в жизни нашего, вовсе и не погибшего театра. Это то ли великолепная оперетта, то ли русский водевиль с элементами кабаре . Гениальный замес из всего того, что владело умами людей в 20е-30е годы прошлого столетия. Конструктивизм, модерн, упадническая, великолепная атмосфера символизма - в памяти всплывают имена Родченко, Татлина, Бальмонта, а может Кузьмина и даже Маяковского. НЭП, кокаин, тоненькая изящная старушенция с рыжими косицами, символизирующая ето ли смерть, то ли - напротив - бессмертие души ( по замыслу режиссера все проще - она и есть квартира) и китаец, покончивший разом со всем этим многоцветным адом. "Не сыпь аспирин в кокаин"- вот девиз всего происходящего на сцене. Оттого и огромный красный дракон снует по сцене, ну и стихи Бодлера - ну как без Бодлера в этаком ужасе обойтись? В общем, бесовщина еще та, но как блестяще исполнена! Вот таким и должен быть настоящий, идеальный театр, ни на минуту не отпускающий зрителя и позволяющий ему участвовать в творческом процессе сопереживанием.Но... Но, заигрывания с "лукавым" обычно выходят боком даже и самым талантливым (самым талантливым - в особенности) художникам. В конце спектакля, когда, наконец, рассеивается кокаиновый дурман и речь заходит о настоящих, не придуманных воспаленным кокаином сознанием, страстях, режиссер проваливается, проваливается вместе с актерами. В финале скучно и кисло становится всем - и режиссеру и актерам, да и зрителям тоже.Так что же случайно забыл Кирилл Серебрянников в "Зойкиной квартире"? Да все то тоже: что-то очень нужное а главное - настоящее, что и составляет нашу с вами жизнь. Но я надеюсь, нет я почему-то уверена, что для такого таланта это временные трудности и он обретет в творчестве полную гармонию и счастье, коими и поделится с нами.

культура искусство театр театр.рецензия
Facebook Share
Отправить жалобу
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА