Опубликовано: 17 июня 2019 13:09

«Солнечные мальчики. Пазолини»/ Виктория Маутер. 6.02.2017

«Солнечные мальчики. Пазолини» 6 февраля 2017

Огонь как олицетворение любви и страсти в сложном психологическом и эстетическом пространстве Пазолини

 

                                                          Нигде нельзя любить лучше, чем во сне: мы наконец

                                                                                  полюбим наших незабвенных отцов, когда увидим их во сне. 

И расскажем друг другу наши сны…

                                                                                               Пьер Паоло Пазолини

Московской театральной публике российский режиссер Татьяна Стрельбицкая открыла неизвестные страницы творчества Пазолини своим новаторским спектаклем «Солнечные мальчики. Пазолини» по последней пьесе итальянского маэстро «Аffabulazione».

Столичные зрители увидели на сцене настоящий психологический триллер. Премьерный пресс-показ спектакля состоялся 19 ноября, а премьера – 3 декабря 2016 года в Арт-пространстве “Железный шар” (Театр “Мастер Панин” и Мастерская Тани Стрельбицкой)

Представляю Вашему вниманию некоторые выдержки из статьи поэта и театрального критика Фазир Муалима, который пишет о видениях Пазолини:

“…На прошлой неделе в арт-пространстве «Железный Шар» в Школе каскадеров Игоря Панина прошел спектакль-перформанс «Солнечные мальчики. Пазолини». Мы уже привыкли к тому, что в современном культурном пространстве перформанс исполняет исключительно провокационную функцию. В этом смысле «Солнечные мальчики» – не исключение. (Отметим хотя бы женские роли, которые играют в манере Романа Виктюка переодетые актеры-мужчины). Однако представление не ограничивается провокацией. Разыгрывается полноценная трагедия, ставящая перед зрителем глубокие, иногда неразрешимые, философские вопросы.

Но всё так запутано и стремительно, будто во сне… Но лучше по порядку. Спектакль по пьесе Пьера Паоло Пазолини Affabulazione («Нескончаемое повествование»). Сюжет пьесы, если совсем коротко, строится на конфликте отца и сына. Вечная тема. Желание отца абсолютной власти над сыном, стремление продолжиться в сыне. И бунт последнего. Отрицание отца своим существованием. Любовь и ненависть. Страсть и отвращение. Жизнь и смерть. Судьба, предопределение. Но зная о мироощущении Пазолини, мы понимаем, что он, переплетавший в своей философии марксизм с учением Иисуса и неожиданными сексуальными проявлениями человека, преподнесет эту тему острее и трагичнее.

«Понятны только реальные вещи, а вы попали в мою выдуманную историю», — говорит его герой в конце пьесы.

Огонь – символ всего спектакля «Солнечные мальчики. Пазолини». …Огонь ещё появится и в ходе пьесы, в самом начале, в одном из снов главного героя, Отца. Однажды ему снится симпатичный Парень. Возможно даже, что это его собственный сын (не забывайте, мы ведь находимся в сложном психологическом и эстетическом пространстве Пазолини). Отец лежит на сцене, Парень стоит над ним — и вдруг весь вспыхивает огнём. Тогда он, горящий, спокойно идет через сцену к окну, не торопясь, открывает его и шагает в снег. Отец просыпается — так начинается действие. Горящего Парня играет, разумеется, каскадер — актёр Игорь Шумбасов.

Ещё огонь присутствует в спектакле в оформлении и декорациях. Всё пространство «Железного Шара» украшено картинами художницы Татьяны Стрельбицкой, выдержанными в огненно-красных тонах. В шутку прибавлю ко всему огненно-рыжий цвет волос художницы. В общем, я бы предположил, что огонь — главное действующее лицо в этом перформансе. Но огонь тут ни в коем случае не метафора ада. Да хотя бы потому, что Пазолини себя считал атеистом. Огонь скорее олицетворяет любовь и крайнюю ее степень — всепоглощающую страсть.

Отец любит своего сына. Но он не умеет любить бесстрастно. Он хочет жить жизнью своего отпрыска, полностью владеть им.

И вот обычный сюжет накаляется, как античная трагедия, до перевернутого «Царя Эдипа».

Появляется даже Тень Софокла (ее играет актёр Данил Лавренов). Вся в чёрном (тень!), с огромными глазами и ярко-красными губами. О губах говорю неслучайно: во-первых, опять — огонь, а, во-вторых, в разговоре с Отцом Тень Софокла произносит: «Слово имеет двойную славу, двойную силу: написанное и произнесённое». Написанное — это поэзия, Гомер. Произнесённое — театр, Софокл.

А так как мы все же говорим о постановке в первую очередь режиссера-художника, то должны понимать — в накрашенных губах Софокла не прихоть режиссера, а язык и символика художника. То есть акцент на губах равно вниманию к произносимому «человеком театра» (так себя называет в пьесе Софокл) слову.

Это история отца, который не умел верить. Перелистнув страницу Книги жизни и оказавшись на белом листе, он испугался и начал лихорадочно набрасывать варианты судьбы вместо того, чтобы сесть и терпеливо смотреть в белый лист, пока огонь новой жизни не померещится там наяву или не загорится во сне. Это история отца, который не умел дождаться

«Господи, — восклицает он, — когда я очнусь от этого сна? Господи, зачем ты меня покинул? Дай мне начать всё сначала!»

Так страстно, в духе спектакля и живописи Тани Стрельбицкой, поэт и театральный критик Фазир Муалим описывает впечатление о театральной постановке и видении Пазолини.

Сама режиссер Таня Стрельбицкая или как еще ее называют друзья –  Женщина-Демиург, рассказывает:

“В спектакле «Солнечные мальчики. Пазолини» пронзительно звучит конфликт Отца и Сына. Бунт Сына, в котором молодая плоть жаждет любви, действия. Бунт отца, в котором проявляется желание абсолютной власти над юношеской жизненной силой. Сумасшедшее противоречие, в основе которого лежит любовь между Сыном и Отцом, Любовь, которая кричит о недопустимости человеческих жертвоприношений… Многие картины — сцены из этой трагической пьесы, удивительно созвучны сюжету «Царя Эдипа».”

Добавлю, что оригинальная музыка для постановки написана современным композитором и дирижером Александрасом Шимелисом, а перевод с итальянского сделали Aлессио Бергамо и Раиса Раскина.

Известный российский и украинский режиссер Роман Виктюк написал о творчестве Тани Стрельбицкой замечательные и мудрые строки:

«Полюбив ее работы, понимаешь, что подлинное искусство есть высшая свобода, и оно может провозглашать только высшую свободу, оно несовместимо ни с какой властью, ни с каким авторитетом. Ее искусство – это радость быть собой, а самый процесс творчества для не деятельность, которая доставляет ей наслаждение и удовлетворение!

Только сильные люди, как Татьяна знают любовь;

Только сильные люди, как Татьяна знают, что только любовь понимает красоту;

Только сильные люди, как Татьяна, знают, что только красота создает искусство.

Красота в действии – е искусство! Как в жизни, так и в искусстве е работы –ЖЕРТВЕННИК двум самым величественным наставникам: Христу, который пострадал за человечество и Аполлону, олицетворившему красоту!»

Ну и мне остается на прощание процитировать мнение рядовых зрителей (Мыслящие):

“Солнечные мальчики. Пазолини”. Это была пара часов сущего сумасшествия, когда сначала кажется, что актёры просто переигрывают, и ничего страшного на самом деле не происходит, а потом становится дико страшно от того, что всё по-настоящему. Натуральный психологический триллер, как и заявлено на афише, невероятное напряжение, дикая динамика, завораживающая пластика тел, красивые люди на сцене и их невероятные блестящие глаза, смотрящие, кажется, прямо насквозь тебя. Старина Фрейд, я думаю, посмотрел бы спектакль с удовольствием, потирая ручки, и вручил какой-нибудь “золотой банан” за лучшую инсценировку Эдипова комплекса…” (Анна Ясинская).

А я снова процитирую строки режиссера Романа Виктюка, наиболее точно и полно характеризующие суть и назначение искусства:

“…Подлинное искусство есть высшая свобода, и оно может провозглашать только высшую свободу, оно несовместимо ни с какой властью, ни с каким авторитетом. Искусство – это радость быть собой, а самый процесс творчества – деятельность, которая доставляет наслаждение и удовлетворение!..”

Виктория Маутер, г. Рим.

https://www.planet360.info/ru/2017/02/06/%D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B5%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%87%D0%B8%D0%BA%D0%B8-%D0%BF%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B8/

культура искусство театр театр Таня Стрельбицкая, Виктория Маутер, Пазолини, Affabulazione, Мой Пазолини, Солнечные мальчики
Твитнуть
Facebook Share
Серф
Отправить жалобу
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА