Опубликовано: 12 декабря 2013 12:16

"Билокси блюз" или торжество американского юмора на русской сцене.

Действие "Билокси-Блюз" на сцене Табакерки весьма энергично. А все потому, что древний этот спектакль (на сцене театра-студии он идет уже 24 года) буквально спасают студенты третьего-четвертого курсов Школы Олега Табакова.

Своей веселой и талантливой молодостью они почти примиряют аудиторию (во всяком случае - определенную ее часть) с ужасающим текстом самой пьесы Нила Саймона, к слову - одного из самых почитаемых в Америке драматургов и сценаристов.«Билокси-Блюз" не является чем-то выпадающим из контекста творчества Саймона.

Здесь все понятно: американский менталитет порождает умопомрачительный и просто пугающий своей дикостью американский юмор.

Я заметила, что тексты иногда устаревают.Вот недавно попала на "Варшавскую мелодию" в Театре на Малой Бронной. Несмотря на усилия вовсе не худших в своей профессии Юлии Пересильд и Даниила Страхова, было неловко: культовая пьеса середины прошлого века тихо и как-то очень правильно состарилась и мирно… умерла.

Иное дело "Билокси-Блюз": не думающая стареть пошлость, нагло эксплуатирующая молодой и задорный темперамент, с комфортом расположилась на сцене "Табакерки".В первом акте сержант, не устающий выкрикивать сальности (хвала автору - как можно было напридумывать столько глупости?), нарочито грубо обучает армейской жизни новобранцев. Заметим, речь идет о Второй мировой войне, которой, впрочем, в пьесе и не пахнет. Легкое касание этой темы происходит лишь в финале, да и то как-то нарочито сумбурно, сбивая зрителя с толку.

 Зато есть другие, отчасти  банальные, но всегда интересующим зрителя темы. Вот интрига: главным оппонентом повёрнутого на муштре сержанта оказывается американский новобранец из еврейской семьи, юноша одаренный и порядочный. И все бы ничего, да только вот тема эта как-то грубо прорисована и лубочно решена. Результат: идея безнадежно опошлена, а ее вброс – напрочь  контрпродуктивен.

.Следуем дальше. Увольнительная, проведенная в публичном доме. Ну, здесь все в лучших традициях эдакого «сюжетного» порно: алое нижнее белье, вдумчивая и почти порядочная проститутка. Обожает своего мужа и работает исключительно из любви к искусству, из сострадания к бойцам, да и то по выходным (!?).

Следом за просветленной и патриотически выдержанной проституткой - скучнейшая история любви по-американски - блюз в ритме хот-дога. Любовь, подстерегла конечно же… главного героя. Герой, увы, весьма посредственно сыгран Павлом Табаковым (пожалуй, единственная плохо сыгранная роль в спектакле, нет, были еще две никудышные женские). Так вот, любовь нахлынула на истосковавшегося по истинным чувствам героя Табакова-младшего сразу после посещения публичного дома. А как иначе? Польза продажной любви, наконец, становится очевидной.

А амурная тема, меж тем, продолжает набирать обороты: можно вздохнуть облегченно - нашлось местечко и для однополой любви. Милый, почти бессловесный солдатик по просочившимся данным беззаветно любит в сортире другого, наверное не менее милого мальчика. Тот, второй, правда, на сцене не появляется. И слава Богу! - Это было бы, пожалуй, уж слишком. Хватило и остального... Вот вам образчик юмора в стиле "Билокси-Блюз': Ребята, а вы что, гомики? - Брат, а что такое «гномики»?

Ну, кажется ничего не забыла. Нет, был же еще финал! Озвучили участь всех присутствующих в пьесе новобранцев. Кто-то сошел с ума, не выдержал тягот войны, кому-то ампутировали руку, но самая тяжелая участь досталась, еврейскому юноше: он пропал без вести и тело его не нашли. Какой-никакой, а все-таки happy end - осталась надежда, что молодой человек обнаружится в иной точке планеты, здоровый и невредимый и так же упрямо отстаивающий свои несколько надуманные идеалы.Словом, в общем и целом, все о' кей, все без особых физических и душевных потерь. Это вам не десятки миллионов потерянных нами родных и любимых. Весьма показательное  видение того, что для нас было Великой войной, а для американцев – судя по спектаклю - просто «второй мировой».

К талантливым ребятам, по сути уже актерам, заслуживающим лучшего дипломного спектакля, претензий нет. Остались вопросы к ухахатывавшейся и пытавшейся сделать меня «инвалидом по слуху» публике: не проще ли почитать на досуге анекдоты в "Комсомолке", а совсем уж гурманам - посмотреть "Comedy Club"?

Но особенный и не совсем деликатный вопрос хотелось бы адресовать мэтру, выдающемуся актеру и хорошему режиссеру, создателю одной из самых блистательных театральных площадок - не многовато ли в последнее время ошибок? Воссозданный зачем-то " Билокси-Блюз", разрешенный главрежем к постановке в МХТ "Идеальный муж", а теперь еще и "Карамазовы". Издержки таланта? Допустим. Но Богомолов...? "Карамазовы"...?

культура искусство театр театр.рецензия
Твитнуть
Facebook Share
Серф
Отправить жалобу
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА