Давно я не была в театре. Аж с самого января, с «Канкуна».
И вот, долгожданный вечер. Снова прихожу раньше, а спектакль снова…задерживается! На пятнадцать минут на этот раз. Чувствуется, умирает старая актерская школа. Когда на спектакль актеры за час приезжали. А пропускали, только если лежали на смертном одре.И ради крохотной пятиминутной роли придумывали биографию своего персонажа.
Вообщем,в ожидании спектакля не знала, чем заняться. Обошла всё фойе, рассмотрела все фотографии. Поднялась в буфет,где обнаружился богатый выбор спиртного,которое не употребляю,кофе за сто рублей и невзрачные бутерброды за сто с лишним.
- А пироженые все разобрали!- сообщила буфетчица.
Ну,ладно,я не из-за пироженых пришла.
Купила программку.
«Спектакль «1968. Новый мир» — коллаж из текстов, объединяет которые время их создания. Шестидесятые годы в литературе, кино, театре, музыке соединяются в нем в единый текст, становясь сценическим исследованием языковой среды времени, откуда Таганка родом. «1968. Новый мир» станет продолжением складывающихся в условную трилогию спектаклей Группы юбилейного года: «Репетиция оркестра» — о людях-обитателях театра, «Присутствие» — о творческом методе Таганки, этот спектакль — о времени, из которого Таганка выросла.
В основе спектакля тексты, опубликованные в журнале «Новый мир» за 1968 год, музыка, кадры из фильмов, которые шли в кинотеатрах. «Шум времени», в котором жили тогда и в котором можно расслышать и смысл «шестидесятничества», и то, что сформировало первое послевоенное поколение, и повлияло на нас сегодняшних.»
«Ладно,-думаю,- шум времени-это хорошо».
Я сама тогда не жила еще,но почему-то хотелось бы жить. Мне кажется, то время было как-то оптимистичнее и спокойнее сегодняшнего.Поди-ты, плохо что ли- знать, что ты вот в этой конторе работаешь и работаешь и будешь до пенсии работать. И контора не закроется. И тебе не сократят. И зарплату вовремя выплатят. И квартиру дадут. И в поликлинике все бесплатно.
Мои размышления прервал звонок,приглашающий в зал. Я, признаться, немного волновалась- билет я купила самый дешевый- всего за 200 рублей.Восьмой ряд партера. В чем, думаю, подвох? Может, кресло откидное или пол-сцены не видно? Оказалось, все в порядке; место,правда, чуть сбоку,но все видно и слышно прекрасно. Рекомендую, у кого с финансами туго. Единственное- кресла у дальней стены, чтобы выйти в туалет, весь ряд поднимать придется. Не пейте много перед спектаклем.
Декораций,как сейчас водится, минимум- голая стена, пара стульев и столов.
Спектакль, как тоже сейчас водится, начинается еще до спектакля: вы еще только рассаживаетесь, а за столами на сцене уже сидят актеры- юноши и девушки, одетые и причесанные по моде шестидесятых годов. Одна красится,другая чего-то готовит, парень играет в шахматы,девушка печатает на допотопной машинке, еще один парень на гитаре струны перебирает.
Ладно, посмотрим,что дальше.
Дальше юноши и девушки нудными голосами зачитывают отрывки из газетных статей тех лет, перемежая их с отрывками из лично мне неизвестных художественных произведений,очевидно, печатавшихся в журнале «Новый мир».
Это все.
Сюжета тоже нет- это сейчас тоже модно.
Один раз прокрутили записи интервью, взятых в шестидесятые, где люди рассуждают ,что такое любовь.
Несколько раз на экране появляются тексты песен, почему-то на английском языке без перевода.
Например, “Sympathy for the devil”. Эта песня, если кто не знает, звучит в финальных титрах знаменитого «Интервью с вампиром». Говоря простонародным языком,- там, где Том Круз кусает журналиста, который брал у него интервью. Он кусает и звучит эта песня.
«Пожалуйста, разрешите представиться, я человек богатый и со вкусом».
Знает, короче, кого кусать.
В чем смыл этой задумки я так и не поняла. Для зрителей, не знающих английский, она бессмысленна; для знающих тоже- поскольку текст на экране никак не соответствует происходящему на сцене.
В конце у зрителей спрашивают, хотят ли они увидеть эпилог. Естественно, заскучавшие зрители проголосовали «за». В благодарность нам дали прослушать монолог какого-то неизвестного композитора, писавшего музыку в стиле диско- очевидно, перекинули мостик в 70-е.
На этом спектакль и закончился.
Аплодисменты были, а вот цветов- нет.
На сцену вышел , как я поняла, режиссер спектакля и его помощница. Они предложили остаться и спектакль обсудить.
Ну, может быть, это было продолжение спектакля; может, тут тоже крылось какое-нибудь новшество, но публика обсуждать не захотела и валом повалила к выходу.
Я шла к метро и думала о том, кому можно этот спектакль порекомендовать. Пожалуй, только тем, кто жил в то время и хочет теперь поностальгировать.
И еще я думала о том, какой великолепный спектакль можно было бы соорудить на материале шестидесятых годов.
С отрывками из спектаклей той же Таганки, с чтением стихов, пением,танцами и отрывками из кинофильмов. Чтобы зрителям казалось, что на дворе 1968 год и сидят они на каком-нибудь нашумевшем спектакле , потом на чтецком вечере, потом волшебным образом переносятся на концерт, на танцплощадку, в зал тогдашнего кинотеатра.
Ну, что теперь говорить- что получилось, то получилось.
Эх!