«Мне не больно» - драма в одном действии о балете и его внутренней жизни. Выпускница Балетной академии Лиза (Елизавета Бурмистрова), подающая большие надежды, одержима славой. Талант, трудолюбие и фанатизм позволили ей стать претенденткой на главную роль в дипломном спектакле. Она преодолевает зависть сокурсниц, появление влиятельной конкурентки, эмоциональное давление педагогов. Не выдерживая ответственности, неожиданно для всех идет на компромисс со своей душой, любовью и совестью. Почти прикоснувшись к мечте, она теряет ее. Морально самоуничтожается и воскресает в новом качестве, очень не похожем на прежнюю чистую Лизу. Сатана ( Станислав Бешеля) летает рядом и покровительствует ее слабостям. Он не гордый. Не гнушается работой костюмера или реквизитора. Главное, быть рядом с подопечной - отражаться в зеркалах, касаться краем балетной пачки, дышать в затылок и не отпускать ни на минуту. Вдруг она передумает и откажется от идеи величия?! Лиза без сожаления обижает влюбленного в нее парня. Оскорбляет педагога. Она делает много поступков, которые были недоступны раньше. Переступив черту, девушка изменяет себе и поступает на службу к... Впрочем, никто ее не неволил.
История, выполненная силами драматических актеров и балетмейстеров, наполнена пластикой, истязающими диалогами и великими мелодиями П.И. Чайковского. Свет и подвижные зеркала режут пространство на классы, сцены, грезы и долгие лабиринты сомнений. Это сильные стороны спектакля. Прекрасные юные балетные девы меняются на глазах и становятся злобными фуриями. Точеные фигурки вспархивают на пуантах и с такой же легкостью вздрагивают от злорадных ехидных смешков. Это балет - это тяжкий труд на выживание. Это юность - это период необратимых ошибок. Это слава, граничащая с забвением. Это жизнь длинною в одно неверное па. Это вечная музыка, заглушающая неутихающую боль заблудшей души.
Идею для спектакля Дмитрий Бикбаев нашел не новую. Тем труднее ему было не сорваться на нашумевшие штампы: тонкая грань драматизма иногда переходит грань бытовых разборов. Понятно, что жизнь граней тоже не ставит, но хочется, чтобы сцена стала такой гранью. Смелость, отчаянность - сильная черта молодого режиссера. Он не побоялся наделить танцовщиц драматическими обязанностями, дать им возможности выразиться пластическими средствами. Много внимания уделено хореографии ( Сергей Захарин) - это тоже однозначно сильная черта постановки. Вызывают вопросы чрезмерная эмоциональность и истеричность героинь. Понятно, что темы подняты жизнетрепещущие. Но балет, все же, не базар. - Полегче, пожалуйста, девочки, потише. Как в жизни содрогаешься, когда рядом истошно болеют юные прекрасные люди. А тут еще и воздушные эльфы на пуантах. Так и хочется воскликнуть: - Балет, убери свои бесчувственные лапы от прекрасных и чистых людей. Понятно, что балет здесь не при чем. А звуками Петра Ильича люди даже исцеляются. И «мне не больно» может сказать только закаленный испытаниями мужественный человек. Создателей спектакля в смысле балета понять можно - он прекрасная школа мужества и выносливости. Он показателен и достоин умных зрителей. На таких спектакль обречен обязательно. Потому что он о вечном. Он искренен и поставлен с поклонением театру. Спектакль еще очень юн, он новорожден. И не боги горшки обжигают, то есть ставят спектакли. У молодого режиссера все получиться не может по определению, потому что критик постарше больше видел, уже настрадался и захочет потешить свою субъективность. Всем важно помнить следующее: то,что критикуется сегодня, может оказаться шедевром и оказаться в анналах классики. Посмотрим, подождем и скрестим пальцы за спектакль. Любое произведение искусства должно вылежаться, даже если оно - безусловно гениально. Современники редко готовы признать рождение шедевра, потомки - более восприимчивы. Сегодня зрителю спектакля «Мне не больно» есть над чем подумать. Есть на что посмотреть. И поспорить тоже есть над чем. На то он театр нам и нужен - чтобы переживать за героев, узнавая себя, и надеяться на лучшее.
Спектакль, драма 1 ч. 30 мин Театр Луны Ул. М. Ордынка, 31 Режиссер-постановщик: Дмитрий Бикбаев
В ролях: Елизавета Бурмистрова, Валерия Жидкова, Ольга Ершова, Надежда Луцкая, Ксения Мишанина, Иван Складчиков
Премьера 14 мая 2015 г.