Опубликовано: 30 сентября 2012 16:23

Клод Оскар Моне

Клод Оскар Моне

Основатель импрессионизма

Моне всю свою долгую жизнь оставался верен идеалам импрессионизма и, несмотря на трудное начало карьеры, сумел в годы зрелости добиться успеха, богатства и славы.

Клод Оскар Моне родился в Париже 14 ноября 1840 года. Когда будущему художнику исполнилось пять лет, его семья переехала в портовый город Гавр на побережье Нормандии, где и прошли детство и ранняя юность Моне. Его отец, Адольф, работал у своего зятя, который вел оптовую торговлю бакалейными товарами.

В школе Моне весьма посредственно успевал по всем предметам, за исключением одного — где Клод проявил врожденный талант художника, и в первую очередь как карикатурист. В 15 лет он уже продавал свои карикатуры и даже приобрел некоторую известность в местном масштабе. Отец Клода не одобрял это увлечение сына, надеясь увидеть его продолжателем и наследником своего дела и хорошо зная о том, насколько ненадежна карьера художника. Однако Моне нашел союзника в лице своей тетки, Мари Жанны Лекадр, художницы-дилетантки, которая взяла на себя большую часть забот о будущем Клода после смерти его матери в 1857 году.

Приблизительно в то же время (точная дата не известна) Моне познакомился с художником Эженом Буденом, который убедил Клода потренироваться на ландшафтах, и юный Моне, которому тогда было около шестнадцати, обнаружил, что именно в этом и состоит его призвание. Буден (что не было типично для того времени) любил писать на природе, поскольку что только таким способом можно запечатлеть увиденное художником во всей чистоте и свежести. Моне увлекся этой идеей, и впоследствии она стала одним из краеугольных камней как для творчества самого художника, так и для всего импрессионизма в целом. Много лет спустя он писал Будену: «Я не забыл о том, что именно вы первым научили меня видеть и понимать».

1859-1860 годы Моне — отцу все-таки пришлось его отпустить — проводит в Париже, где изучает искусство. Его студенческая жизнь, как и первые годы карьеры художника, часто омрачалась  финансовыми затруднениями, поскольку Клод оставался полностью зависимым от отца.

Однако в 1861-1862 годах в жизни художника произошли значительные перемены. Он отправляется на военную службу в Алжир. Как художник был очарован пейзажами Северной Африки, но вскоре заболел анемией был демобилизован. Вернувшись на поправку в Гавр, Моне познакомился там с голландским художником-пейзажистом Иоханом Бартольдом Ионкиндом. Как и Буден, Ионкинд сумел вдохновить Моне и оказал ему неоценимую помощь, давая уроки мастерства.

Осенью Моне возвращается в Париж и становится учеником Шарля Глейра, известного в то время живописца. Уроки в мастерской Глейра не много дали Моне, но здесь он познакомился с молодыми художниками, некоторые из них стали не только его друзьями, но и вошли в группу импрессионистов.В мастерской Глейра Моне оставался до 1864 года. На следующий год Парижский Салон отобрал две его картины для своей ежегодной выставки, и это была едва ли не единственная возможность для художника стать известным широкой публике.

Набросок картины «Завтрак на траве» (1865), первая работа в натуральную величину, написанная Моне на природе. Законченная картина хранилась в сыром подвале и поэтому сохранилась лишь частично. Моделью для женских фигур послужила возлюбленная Моне, Камилла, а для мужских - Фредерик Базиль.Набросок картины «Завтрак на траве» (1865), первая работа в натуральную величину, написанная Моне на природе. Законченная картина хранилась в сыром подвале и поэтому сохранилась лишь частично. Моделью для женских фигур послужила возлюбленная Моне, Камилла, а для мужских - Фредерик Базиль.

Однако Моне не удалось удержаться на гребне первоначального успеха. В 1867 году безденежье вынудило его вернуться в Гавр. К этому времени у него была возлюбленная, Камилла Донсьё, с которой он познакомился в 1865 году, родившая ему сына в Париже в то время, когда сам Моне находился в доме своего отца. Вероятно, этот период в жизни Моне был наихудшим в его жизни. У художника начались проблемы со зрением,хотя, слава Богу, они оказались временными.

В 1870 году Моне женился на Камилле . Вскоре разразилась Франко-прусская война. С целью избежать призыва в армию художник перебрался в Англию. В Лондоне Моне оставался около года и познакомился там с торговцем картинами Полем Дюран-Рюэлем. Он стал другом Моне, начал серьезно поддерживать его.

В конце 1871 года Моне возвратился в Париж и нанял дом в Аржантёе, небольшом городке на берегу Сены.

Моне был совершенно очарован лодками, мостами, рекой и природой вокруг Аржантёя, а его картины и рисунки, относящиеся к тому периоду, с полным основанием можно назвать самыми солнечными в его жизни. Аржантёй оставался для Моне домом до 1878 года. Здесь его часто навещали друзья, в том числе Мане, Ренуар и Сислей, и их работы также несут отпечаток счастливой, спокойной атмосферы этого места.

В 1874 году импрессионисты устроили в Париже групповую выставку своих работ. Впрочем, в то время они называли себя еще «Акционерным обществом художников-живописцев» , это чуть позже кто-то из обозревателей прицепился к названию одной из картин Моне — «Впечатление. Восход солнца», в результате чего и родилось название - импрессионизм. Сами художники начали официально называть себя импрессионистами с 1877 года, когда их работы составили треть от общего числа картин, выставленных на совместной выставке.

«Вокзал Сен-Лазар» (1877), одна из 12 картин, изображающих это сооружение, сделанных Моне в январе - апреле. Отсюда отправлялся поезд в Аржантёй, а сам вокзал Сен-Лазар считался по тем временам инженерно-технологическим шедевром.«Вокзал Сен-Лазар» (1877), одна из 12 картин, изображающих это сооружение, сделанных Моне в январе - апреле. Отсюда отправлялся поезд в Аржантёй, а сам вокзал Сен-Лазар считался по тем временам инженерно-технологическим шедевром.

Подобные выставки помогали импрессионистам понемногу укрепить свою репутацию по мере того, как зрители начинали привыкать к ярким цветам и небрежным мазкам на их полотнах.

На короткое время Моне доверил ведение своих финансовых дел Эрнесту Гошеде, бизнесмену, покупавшему картины художника. К несчастью, в 1878 году Гошеде обанкротился. На следующий год семьи Моне и Гошеде объединили оставшиеся у них деньги и переехали в Ветёй, деревушку на берегу Сены в 65 километрах к северо-западу от Парижа.

Вскоре после переезда рождается второй сын Моне, Мишель. Однако здоровье Камиллы стремительно угасает, и в сентябре 1879 года она умирает. Вероятно, накакое-то время завязывается роман между Моне и Алисой Гошеде, ее муж, Эрнест, уезжает, оставив Клода и Алису с восемью детьми на руках. В конце концов, Моне женится на Алисе, но это происходит только в 1892 году, после смерти ее первого мужа. В 1881 году семейство Моне покидает Ветёй и в 1883 переселяется в Живерни, другую деревушку на берегу Сены. Именно здесь Моне и провел остаток своей долгой жизни.

Моне с Алисой кормят голубей на площади Святого Марка во время своего приезда в Венецию в 1908 или 1909 году.Моне с Алисой кормят голубей на площади Святого Марка во время своего приезда в Венецию в 1908 или 1909 году.

К этому времени карьера Моне круто пошла в гору, и это дает ему возможность выкупить в 1890 году дом, в котором жила его семья. К 50 годам Моне стал вполне обеспеченным человеком. Этот успех позволил ему расширить сад в Живерни, который стал теперь самой большой его любовью, и едва ли не единственным объектом, который Моне изображал на своих поздних полотнах.

Невзирая на ухудшающееся зрение, Моне продолжал работать до самых последних дней своей жизни. Когда он умер в Живерни 6 декабря 1926 года в возрасте 86 лет, он был признанным и почитаемым патриархом французской живописи. Его дом и сады были открыты для посещения в 1981 году, и с тех пор поток туристов не иссякает, что является подтверждением любви и признательности к одному из величайших художников всех времен.

Хронология жизни

1840 Родился в Париже, в семье зажиточного бакалейщика.

1845 (5 лет) Семья Моне переезжает в Гавр, в устье реки Сены.

1858 (18 лет) Знакомится с художником-пейзажистом Эженом Буденом, который воодушевляет Моне на то, чтобы писать на природе (новаторская идея по тем временам).

1859 (19 лет) Приезжает в Париж, чтобы продолжить учебу, и знакомится с Писсарро.

1861 (21 год) Отправляется в армию и проходит службу в Алжире, но вскоре заболевает, и его демобилизуют.

1862 (22 года) Дружба с Ренуаром, Сислеем и Базилем.

1870 (30 лет) Женится на Камилле Донсьё, от которой у него уже родился сын Жан. Скрывается в Лондоне от мобилизации во время Франко-прусской войны. Изучает работы Констебла и Тернера, знакомится с влиятельным французским торговцем картинами Полем Дюран-Рюэлем.

1871 (31 год) Возвращается во Францию, чтобы поселиться в Аржантёе, в прекрасной излучине Сены, близ Парижа.

1874 (34 года) Первая “импрессионистская” выставка в Париже.

1879 (39 лет) После долгой болезни умирает Камилла, оставляя Моне с двумя сыновьями.

1883 (43 года) Переезжает в Живерни, красивое место на берегу реки Эпт, примерно в 65 километрах от Парижа.

1892 (52 года) Женится на Алисе Гошеде, которая была возлюбленной художника на протяжении ряда лет.

1899 (59 лет) Сосредоточивается на изображении сада с водоемом (знаменитый пруд с кувшинками), который он сам устроил возле своего дома в Живерни.

1908 (68 лет) Начинает терять зрение, но до 1923 года не соглашается на операцию, опасаясь полностью ослепнуть. Операция проходит успешно, и Моне продолжает писать, живя под присмотром преданной ему приемной дочери Бланш Гошеде-Моне.

1926 (86 лет) Умирает в Живерни, снискав богатство и призвание.

Стиль и техника

Одержимость Моне светом и цветом вылилась в многолетние исследования и эксперименты, целью которых было зафиксировать на холсте мимолетные, ускользающие оттенки природы.

Картины Моне породили новое течение в живописи — импрессионизм, а сам Моне признан величайшим и наиболее типичным представителем этого направления. На протяжении всей своей долгой жизни Моне неуклонно следовал основным правилам импрессионизма — запечатлевать на холсте сцены современной жизни (у Моне — это пейзажи) и работать на открытом воздухе.

Практика работы художника на открытом воздухе (пленэре) не была чем-то совершенно новым. Еще в начале ХIХ века английский художник Джон Констебл часто писал на природе свои наброски и этюды маслом. В 1840 годах, следуя его примеру, группа французских художников собиралась в деревушке Барбизон возле леса Фонтенбло с целью рисовать пейзажи, которые должны изображать «подлинную природу». Камиль Коро, которого многие импрессионисты высоко ценили за его неидеализированный взгляд на природу, также писал маслом на пленэре, призывая художников «следовать своему первому впечатлению».

Камиль Коро хотя писал на пленэре,  как правило,   заканчивал работу в мастерской. В  противоположность ему художник Эжен Буден, на первых порах ставший в Гавре учителем Моне, рисовал свои картины  на  открытом  воздухе от начала   до  конца, создавая маленькие, воздушные, пронизанные настроением ландшафты, такие, например, как  «Пляж  в Трувиле» (1864).

Юношеская дружба с Эженом Буденом сыграла наиболее важную роль в становлении Моне как художника. Боден настоял на том, чтобы Моне присоединился к нему во время одного из таких сеансов в Гавре. «Неожиданно пелена спала с моих глаз», — писал позже Моне. Также он писал Будену: «…Вы, были первым,  кто научил меня видеть и понимать».

Там же, в Гавре, Моне познакомился с голландским художником Иоханом Бартольдом Ионкиндом, который старался передать нежнейшие оттенки воздуха и настроения в своих морских пейзажах. Позже Моне говорил о нем: «Он был человеком, который окончательно развил мое зрение».

Моне узнал, что картина, написанная на открытом воздухе, обладает уникальной свежестью и жизненностью, которых невозможно достичь, работая в мастерской, где художник заранее представляет себе то произведение, которое он собирается создать. Совет, данный Моне художникам, четко раскрывает его собственный подход к картине: «Старайтесь забыть о том, что вы видите перед собой, — о дереве, доме, о поле, о чем угодно. Просто думайте, что в этом месте — маленький синий квадрат, там — продолговатая розовая фигура, и продолжайте до тех пор, пока у вас не возникнет наивного впечатления от картины, которая находится перед вашими глазами». Таким образом, впечатление представляет собой зрительный импульс, создаваемый увиденным в данный конкретный момент.

Для всех импрессионистов, и для Моне в особенности, основной целью искусства было запечатлеть ускользающее мимолетное впечатление. В то время такая мысль казалась революционной и шокировала не меньше, чем неприкрытый реализм Курбе в его картине «Каменотесы» или авангардные работы Мане «Завтрак на траве» и «Олимпия». Сам Моне стал знаменем импрессионистов благодаря своей любви ко всему современному и свежей манере письма.

Для достижения поставленных целей художнику требовались новые технические приемы письма. Моне, в частности, выработал собственную технику письма, нанося на холст короткой кистью широкие грубые мазки, и жирные разбросанные точки, черточки, зигзаги и толстые штрихи. Моне одновременно работал над всем пространством картины, веря, как он позже говорил, что «первый слой краски должен покрыть как можно большую часть холста и неважно при этом, насколько грубо он будет нанесен».

Совершенно по-новому, революционно, Моне использовал цвет, вдохновленный, без сомнения, открытиями Эжена Шевреля о способе зрительного восприятия. Шеврёль доказал, что соседствующие основные цвета цветового круга друг друга смягчают, а наибольший контраст достигается при соседстве дополнительных цветов. Другим важным его открытием было то, что цвет не является неотъемлемым свойством предметов. Цвет — это просто способ которым смешивается свет, отражаясь от поверхности предмета.

Как и его товарищи-импрессионисты, Моне обычно пользовался ограниченной палитрой, предпочитая чистые, не смешанные цвета и рисуя на холстах, предварительно покрытых белым или кремовым грунтом, благодаря чему нанесенные краски становились светлее и ярче.

Другим важным открытием, повлиявшим на видение художников, стала фотография. На снимках того времени движущиеся предметы воспринимаются как размытые пятна, а четкие очертания имеют только неподвижные предметы. Этот эффект явно отразился в похожих на фигурках людей, которых мы видим на картине Моне «Бульвар Капуцинок» (1873).

Панорамный вид с размытыми фигурами на этой фотографии 1867 года перекликается с картиной Моне «Бульвар Капуцинок», которая была написана в 1873 году.Панорамный вид с размытыми фигурами на этой фотографии 1867 года перекликается с картиной Моне «Бульвар Капуцинок», которая была написана в 1873 году.

Очень интересно проследить, как на протяжении долгой жизни менялось отношение Моне к изображаемым объектам. Несмотря на то что он постоянно был поглощен игрой света, на ранних своих картинах Моне чаще всего изображал на фоне ландшафта написанные в привычной манере человеческие фигуры.

Однако ближе к 1880-м годам Моне все больше начинает привлекать природа в чистом виде. Если на картинах этого периода и появляются фигуры или неодушевленные они обычно играют вспомогательную роль и отходят на второй план.

В Аржантёе Моне работал на открытом воздухе, часто в сопровождении Камиллы, сидя в специально построенной  для этого лодке. Работа на пленэре стала по-настоящему  возможной благодаря изобретению в 1841 году мягких тюбиков для краски. Краски в тюбиках  были более густыми, чем прежние, хранившиеся в специальных ящичках, поэтому художникам потребовались более толстые и короткие кисти, чтобы пользоваться ими. Кроме того, эти краски можно было разводить скипидаром. Краски в тюбиках требовали от художников слегка измененной техники письма и вдохновили их на более широкое использование различных «готовых» цветов.

Несмотря на то что художники во все времена создавали ряд набросков одной сцены, до Моне не было ни одного, кто написал бы один и тот же объект несколько раз при различном освещении и разных погодных условиях. Картины Моне представляют целые серии, изображающие стога сена, тополя, собор в Руане, вид Лондона с Темзы и, наконец, кувшинки.

Эти тополя росли на берегу реки Эпт неподалеку от дома Моне в Живерни, и летом 1891 года художник начал рисовать их в разное время дня, сидя в своей знаменитой лодке. Когда Моне узнал о том, что эти тополя собираются срубить, он немедленно купил участок земли, на котором они росли, и продолжал работу на протяжении всей осени 1891 года. В результате у него получилось 20 картин, запечатлевших эти тополя в разное время года и при различном освещении. Написанная в нежной цветовой гамме картина (первый фрагмент), показывает тополя, освещенные летним полуденным солнцем. Полотно, выдержанное в более темных тонах (четвертый фрагмент), показывает тот же пейзаж в тусклых лучах заката. На залитой солнцем картине (второй фрагмент) вертикальные стволы тополей и курчавые облака отражаются в спокойном зеркале воды.Эти тополя росли на берегу реки Эпт неподалеку от дома Моне в Живерни, и летом 1891 года художник начал рисовать их в разное время дня, сидя в своей знаменитой лодке. Когда Моне узнал о том, что эти тополя собираются срубить, он немедленно купил участок земли, на котором они росли, и продолжал работу на протяжении всей осени 1891 года. В результате у него получилось 20 картин, запечатлевших эти тополя в разное время года и при различном освещении. Написанная в нежной цветовой гамме картина (первый фрагмент), показывает тополя, освещенные летним полуденным солнцем. Полотно, выдержанное в более темных тонах (четвертый фрагмент), показывает тот же пейзаж в тусклых лучах заката. На залитой солнцем картине (второй фрагмент) вертикальные стволы тополей и курчавые облака отражаются в спокойном зеркале воды.

В 1824 году Джон Констебл получил золотую медаль Парижского Салона за свою картину «Телега для сена». Его свежие краски и твердая, уверенная манера письма стали тогда открытием для многих молодых французских художников. Но самое главное открытие состояло в том, что на картине была изображена обычная, повседневная сценка на фоне ясного, безмятежного пейзажа. Несмотря на то что свои картины Констебл заканчивал в мастерской, он очень активно работал на пленэре, делая наброски и рисуя маслом. Моне весьма высоко ценил картины Констебла, однако гораздо сильнее на его манеру повлияли работы другого английского пейзажиста, Дж. М. У. Тернера. Моне очень интересовался творчеством Тернера и с восхищением отзывался о его знаменитых картинах - «Дождь, пар и скорость».

Сам Моне писал пейзажи  Темзы с 1899 по  1901 год.  Предполагая, что его лондонские картины будут сравнивать с работами Тернера, он воспринял это как вызов и принял его. Когда Моне представил  свои картины на выставке  1904 года, критики были потрясены мощью таланта. Лондонские пейзажи Моне с их рассеянным светом и рассеянным цветом — это виртуозные, драматичные произведения искусства, по которым можно проследить эволюцию художника к почти абстрактной манере. Они показывают постепенное продвижение художника к объекту, который он будет писать во все оставшиеся годы жизни, создавая свои сады и превращая их в редкостные произведения искусства.

Японскую культуру Запад начал открывать для себя в середине XIX века. Художники оказались под большим впечатлением от японских гравюр на дереве, называемых «укийё-э» (образы ускользающего мира), которые создавали такие художники, как Андо Хиросиге, Кацусика Хокусай и Китагава Утамаро. На их гравюрах были запечатлены ландшафты и сценки из повседневной жизни. Эти изображения - лаконичные, красочные и экспрессивные, с поразительной композицией, вдохновили многих художников-импрессионистов, в том числе и Моне. Так, картина Моне «Гора Кол саас», написанная в Норвегии в 1895 году (вверху справа), была создана явно под впечатлением от одной из гравюр Хокусай, изображавшей гору Фудзи (справа). Европейские художники для передачи пространства и объема традиционно использовали перспективу, а японские мастера гравюры прибегали для этого к наплывающим друг на друга плоскостям, размещенным в нужных местах картины. Они также пользовались неожиданными ракурсами, изображая главный объект смещенным по отношению к центру композиции.Японскую культуру Запад начал открывать для себя в середине XIX века. Художники оказались под большим впечатлением от японских гравюр на дереве, называемых «укийё-э» (образы ускользающего мира), которые создавали такие художники, как Андо Хиросиге, Кацусика Хокусай и Китагава Утамаро. На их гравюрах были запечатлены ландшафты и сценки из повседневной жизни. Эти изображения - лаконичные, красочные и экспрессивные, с поразительной композицией, вдохновили многих художников-импрессионистов, в том числе и Моне. Так, картина Моне «Гора Кол саас», написанная в Норвегии в 1895 году (вверху справа), была создана явно под впечатлением от одной из гравюр Хокусай, изображавшей гору Фудзи (справа). Европейские художники для передачи пространства и объема традиционно использовали перспективу, а японские мастера гравюры прибегали для этого к наплывающим друг на друга плоскостям, размещенным в нужных местах картины. Они также пользовались неожиданными ракурсами, изображая главный объект смещенным по отношению к центру композиции.

Всю свою жизнь Моне очень любил рисовать цветы — полевые, садовые или срезанные, они постоянно присутствуют в его пейзажах. Однажды Моне признался, что две самые большие страсти в его жизни — это живопись и садоводство. Когда он писал цветы, обе эти страсти объединялись. Известны несколько прекрасных натюрмортов Моне со срезанными цветами, однако больше всего он любил писать цветы, росшие в его садах, сначала в а позже в Живерни. В 1871 году Моне вместе с семьей переехал в Аржантёй, чтобы обрести там свой первый свой первый сад. Однако главной страстью в жизни художника стал его сад в Живерни. Моне подбирал цветы для своего сада так, чтобы они располагались в определенном побыли контрастными по окраске и цвели круглый год. В своем саду он развел множество необычных цветов. Страсть Моне к цветам разделяли многие другие художники-импрессионисты, и в первую очередь Гюстав Кайботт. «Обязательно приезжай в понедельник, как договаривались, — писал своему другу Моне. — Все мои ирисы как раз будут в цвету».

Фрагмент картины из серии «Ирисы», которую Моне написал в Живерни между 1914 и 1917 годами.

Примерно с 1905 года и до конца своих дней Моне целиком сконцентрировался на кувшинках. Эти картины, на которых чашечки кувшинок буквально материализуются на поверхности воды, не имеющей линии горизонта, стали этюдами, запечатлевшими бесконечное и неповторяющееся разнообразие цвета и света. На самом деле эти серии картин, как и любое гениальное произведение искусства, не поддаются объяснению. Это работы поэта, тонко чувствующего природу и способного передать ее красоту в своей живописи.

Музей Орсэ, Париж

Вокзал Орсэ был построен в 1898—1900 годах на месте старого дворца Орсэ, сгоревшего дотла при пожаре в 1871 году. Он расположен в престижном месте на левом берегу Сены, напротив Лувра и сада Тюильри, и был построен как парижский вокзал для железнодорожной компании, обслуживавшей юго-запад Франции. К зданию вокзала пристроен роскошный отель на 370 номеров с помпезным танцевальным залом, выдержанным в стиле рококо.

В 1939 году вокзал окончательно прекратил свою работу, и в последующие годы он использовался для разнообразных целей.

В 1980-х годах архитекторы музея Орсэ восстановили большинство  сооружений Виктора Лалу. Были созданы и новые элементы, такие, как небольшие выставочные комнаты. Некоторые помещения отеля выполняют свои прежние функции, так, например, просторная столовая стала теперь рестораном при музее. Видимые повсюду старые конструкции Лалу, например, чугунные колонны и металлические решетки, органично вписаны в сооружения из современных материалов.

Музей Орсэ известен публике прежде всего как богатейшее собрание картин импрессионистов.

Разнообразие собранных материалов не может не удивлять. Разумеется, здесь широко представлены работы импрессионистов — Мане, Сезанна, Гогена, Моне и Ренуара, однако помимо них посетитель может увидеть картины Энгра и Делакруа, а также работы давно забытых участников парижских выставок прошлого, чьи исторические картины и парадные портреты ценились когда-то гораздо выше, чем холсты импрессионистов.

В музее Орсэ хранится около 60 картин Клода Моне. Они занимают три выставочных зала. В одном из них, расположенном на первом этаже, представлены картины не только кисти Моне, но и Ренуара, Базиля и Гогена. Все они написаны до 1870 года. Полотна Моне, созданные до 1880 года представлены во втором выставочном зале наряду с работами Ренуара, Писсарро, Сислея и относящимися к  тому же периоду. Третий зал целиком отдан под картины Моне, написанные после 1880 года, среди которых можно увидетъ удивительную серию изображений pyaнского собора, сыгравшую важную роль в творчестве художника.

Facebook Share
Отправить жалобу
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА