Опубликовано: 06 ноября 2015 21:37

СТРОГАНИНА ИЗ ЛОСЯТИНЫ

Сразу оговорюсь. Текст, который вам предстоит прочитать, предназначен не для противников мясной диеты, вегетарианцев, и не для противников охоты. Примите это во внимание перед прочтением.

Бывалого охотника вряд ли удивишь лосиным мясом, лосятиной, этим охотничьим деликатесом. Печёнка жареная и тушёная, котлеты, наваристый бульон из порубленной на мелкие кусочки грудинки — вот основные блюда из лосятины, которые наверняка знают те, то бывал  на лосиных охотах. Готовятся они обычно из свежего мяса — утром добыли, а вечером съели. Кроме этих простейших блюд, придумано ещё многое. Например, варёный язык, губа (правда, знаток лосей и лосиных охот Юрий Порфирьевич Язан говорил, что гастрономические достоинства лосиной губы очень сильно преувеличены), холодец из ноги с копытом. О варёном копыте — особый разговор.

В середине 50-х годов прошлого века в районе Печоро-Илычского заповедника, директором которого был тогда Георгий Георгиевич Шубин, наблюдались регулярные и массовые миграции лосей на места зимовок из Коми в Пермскую область, с севера на юг. На сопредельной с заповедником территории было организовано лосепромысловое хозяйство. На путях миграции поперёк хода лосей были построены изгороди с загонами-ловушками типа верши. Войдёшь — не выйдешь. Там зверей и отстреливали. Ежегодно в начале зимы добывали по 120-150 лосей. За время существования хозяйства было добыто около полутора тысяч. Мясо поступало на продажу в магазины района.

Это были годы и дни мясного благоденствия. В лосепромысловом хозяйстве мяса было вдоволь. Домой, правда, брать не разрешали, но на базе в избушке можно было есть до отвала. С эти связана одна история, которую мне рассказал заведующий лосефермой Михаил Вениаминович Кожухов.

Было так. Приехал как-то в посёлок заповедника из райцентра Троицко-Печорска работник райкома. То ли инструктор, то ли секретарь — не помню. Показали ему лосеферму, домашних лосей и решили отвезти на базу лосепромыслового хозяйства. Запрягли в кошёвку упряжного лося и через полчаса были на месте. Повёз его сам Кожухов. Зашли в избу, где жили охотники. Никого нет, на печке огромная кастрюля с варевом, чайник сипит.

Не успели раздеться, как вваливается первый охотник. Скидывает он свою одежонку и сразу — к кастрюле. Видно, проголодался за рабочий день. Вытаскивает из кастрюли… лосиное копыто(!), начинает его ножом расковыривать и высасывать содержимое.  Причём видно, что это для него, как сейчас принято говорить, полный кайф. У райкомовского работника — шары на лоб. Спрашивает у Кожухова шёпотом: «Скажите, Михаил Вениаминович, а что у вас тут мясо не разрешают есть? Совсем?» Тот смеётся: «Да нет! Просто у нас варёное копыто лучше всех лакомств! Попробуйте — поймёте! А если насчёт мяса, то, видите, к столу мясорубка привинчена. Это, чтобы мясо крутить да котлеты жарить. Мужики тут настоящие соревнования устраивают — кто больше котлет съест!»

Вот такая история. Правда, когда я жил на Печоре, таких пиршеств и мясорубок уже не было, да и лосепромыслового хозяйства тоже.

За годы жизни на Верхней Печоре мне немало пришлось поохотиться на лосей. Причём основной отстрел, заготовке лосиного мяса, начинался незадолго до закрытия охоты, после нового года, когда и морозы вроде помягчают, и день хоть немного да удлинится. За три-четыре недели наша бригада добывала до полутора десятка зверей. Мясо не вывозили долго, чтоб не терять времени для охоты, и оно лежало по месяцу в тайге. Потом уж, к концу охоты, вывозили лосятину и делили. Таким образом, в пищу шла исключительно мороженая лосятина.

Кроме тех блюд, которые я перечислил выше, особым успехом пользовалась у нас строганина, мороженое мясо, нарезанное тончайшими лепесточками и тут же употребляемое в пищу. Есть  несколько рецептов её приготовления, хотя не все знают, как это сделать.

Способ первый, самый примитивный, строганина из лосятины простая. 

Берём хорошо промороженный, приличный по размеру кусок «филея», например, от задней ноги, и строгаем остро отточенным охотничьим ножом на тончайшие, просвечивающие лепестки. Надо сказать, что тонким, гнущимся кухонным ножом правильно строганину настрогать трудно. Нож должен быть именно охотничьим. Каждый мясной лепесточек, предварительно обмакнув в смесь соли с чёрным молотым перцем, можно пальцами отправлять прямо в рот. И никаких вилок! Строганину едят только пальцами!

Лосиной строганины можно употребить довольно много без всякого ущерба для организма. Напротив, даже однократное поедание сырого лосиного мяса даёт настоящий прилив сил.

Точно так же можно приготовить строганину из мороженой лосиной печени. Один наш лесник говорил, что это «чисто чиколат», то есть шоколад. Почти месячное промораживание мяса при морозах 30-40 градусов наверняка убивает всех паразитов, если они в нём есть. Хотя лосятина на Печоре в моё время была чистой, в том числе и печень.

Способ второй — строганина из вырезки шпигованная.

Это блюдо надо уже готовить специально. Берём оттаявшую вырезку — длинные мускулы с нижней стороны хребта по обеим его сторонам ближе к тазовой области — и, очистив от плёнок и прирезей, кладём её вдоль на длинную строганую доску. Затем эту «колбаску» нашпиговываем мелко нарезанными кусочками чеснока и свиного сала, посыпаем солью, как говорится, по вкусу (можно немного натереть) и, подержав немного дома, чтобы пропиталась, выносим на мороз.

Когда соберутся гости, можно подавать. Мороженую вырезку опять же строгают на тонкие круглые лепестки, которые должны просвечивать и быть похожими на лепестки розы. Закуска получается непревзойденной. Только не дайте ей растаять.

И, наконец, способ третий — строганина по-шубински!

Придумал это блюдо, как вы поняли, именно Георгий Георгиевич Шубин, в 50-х годах прошлого столетия, как я уже писал выше — директор Печоро-Илычского заповедника, охотовед по образованию, а в годы Отечественной войны,  легендарный разведчик во время Отечественной войны.

Строганина по-шубински готовится так. Первым делом настрагивается кучка лосятины, и столько, сколько предположительно смогут съесть ваши гости. Ничего, что она подтает. У вас получилась приличная горка подтаявшей лосятины. Не смущайтесь, а тем временем на печной плите сильно накалите большую чугунную сковороду. Именно на печной плите, а не на электро- или газовой, потому что нужна большая площадь нагрева. В крайнем случае, на электрической плите можно воспользоваться широкой конфоркой. Когда сковорода накалится, смажьте её куском сливочного масла, вывалите на неё приготовленную строганину и тут же залейте всё это хорошим жирным деревенским молоком. Ну, конечно, и посолить в меру надо, и немного поперчить. Молоко кипит и выпаривается, а строганина между тем постепенно зарумянивается. Мешать её не надо, только в самом конце. Когда молоко выкипит, а от строганины пойдет ароматный дух жарёхи, сковороду надо снимать, потому что пережаренная или даже чуть подгоревшая строганина потеряет свой вкус.

Сковороду ставим посреди стола, и вся честная компания принимается за еду. Очень хорошо сверху на строганинку набросать поджаренный до зарумянивания лук, нарезанный крупными кольцами. Если компания собралась большая, строганину надо вывалить на блюдо и на освободившейся сковороде готовить новую порцию. По опыту знаю, что строганина по-шубински сметается со стола за несколько минут.

=================================================== 

На фото – М.В. Кожухов с лосем-быком Бурым. 1970 год. Фото автора.

культура искусство литература проза проза лосятина, строганина
Твитнуть
Facebook Share
Серф
Отправить жалобу
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА