Опубликовано: 05 апреля 2013 16:49

Премьера: "Золотой петушок" Римского-Корсакова. Опера-балет по хореографии Михаила Фокина и эскизам Натальи Гончаровой

Московский детский музыкальный театр имени Наталии Сац готовит резонансную премьеру: 26 и 27 апреля в Большом зале театра будет представлен спектакль «Золотой петушок» на музыку Римского-Корсакова. Эта новая постановка театра способна, как минимум, покорить не только детей, но и взрослых прекрасной музыкой и эффектным зрелищем, а как максимум, - перевернуть все представления о том, где проходит граница между детским и взрослым репертуаром и доказать, что шедевры музыкального театра можно и нужно адаптировать для детской аудитории. Тем более, если это - такая сказочная, полная чудес и волшебства история, как опера «Золотой петушок» Римского-Корсакова, 170-летие которого отмечается в следующем году (композитор родился в марте 1844 года). «Золотой петушок» - последняя из пятнадцати опер Римского-Корсакова, ставшая итогом творчества композитора и одновременно наметившая многие пути в дальнейшем развитии русской музыки. Находки «Золотого петушка» по сей день становятся темами многочисленных исследований, доказывающих, что опера-завещание Римского-Корсакова становится предтечей многих краеугольных партитур ХХ века, среди которых «Жар-птица» Стравинского, «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, «Илья Муромец» Глиэра.  Музыка оперы, полная символов и аллюзий, удивительных красот и тембровых открытий, превращает лёгкую иронию Пушкина в памфлетный гротеск, а  едва уловимые намёки – в едкую сатиру. Многоплановость музыкальной драматургии – одна из причин разнообразных толкований идеи и смысла оперы. Премьера «Золотого петушка» состоялась 24 сентября 1909 года в Московской опере Зимина. На сцены императорских театров оперу не пропустила цензура, усмотревшая в этом опусе Римского-Корсакова резкую критику власти. А в советскую эпоху «Золотой петушок» считался едва ли не самым гневным обличением самодержавия.  Западные режиссеры (эта опера – едва ли не самая репертуарная за рубежом в наследии Римского-Корсакова) и постановщики-авангардисты подчёркивают символизм этого опуса. Современных постановщиков привлекает ироническая интонация, уловимая и в композиции, и, особенно, в музыке оперы. «В «Петушке» много гоголевского, необычного, неожиданного, инфернального, труднообъяснимого», - характеризовал Василий Синайский постановку 2011 года в Большом театре. «Золотой петушок» был поставлен даже в эстетике театра Кабуки – так интерпретировали последнюю оперу Римского-Корсакова режиссёр Энносюке Ичикава и дирижёр – Кент Нагано в постановке парижского театра Шатле (в 2003-м этот спектакль был перенесён в Мариинский театр). Новая постановка Театра имени Наталии Сац приурочена грядущему 100-летию театра Елисейских полей, и в июле 2013 спектакль будет показан на знаменитой парижской сцене в рамках проекта «Русские сезоны XXI века». Перефразируя знаменитые слова последних четверостиший пушкинского «Золотого петушка» («сказка ложь, да в ней намёк»), можно сказать, что практически все постановщики видели в «Золотом петушке» Римского-Корсакова намёки, и отодвигали на второй план сказку. Постановка Театра имени Наталии Сац – попытка достичь равновесия, сполна раскрыть жанровое определение, данное опере самим Римским-Корсаковым – «небылица в лицах». Пускай сейчас юные слушатели вдохновятся красотой музыки и волшебством сюжета, чтобы повзрослев, постигнуть всю многозначность этой небылицы. Грядущая премьера Театра имени Наталии Сац уникальна не только своей адаптацией выдающегося оперного шедевра для детской аудитории. В замысле Георгия Исаакяна и Андриса Лиепы отдельного внимания достойна аутентичная сторона постановки. «Золотой петушок» Исаакяна-Лиепы – это реконструкция легендарной постановки «Русских сезонов» Дягилева. Опера-балет «Золотой петушок» была представлена в рамках «Русских сезонов» Сергея Дягилева в 1914-м году и стала одной из самых успешных постановок этого года. Повышенный интерес публики вызывали эффектное оформление спектакля, сделанное художницей-авангардисткой Натальей Гончаровой, и изысканная сценография Михаила Фокина, для которого «Золотой петушок» стал одной из последних совместных работ с Дягилевым. Этот спектакль наиболее ярко воплотил эстетику «Русских сезонов», одной из самых сильных сторон которой был синтез музыки, танца и художественного оформления. Из этих составляющих, каждая из которых была исполнена выдающимися композиторами, балетмейстерами и художниками того времени, рождались уникальные спектакли. Эскизы оформления этих удивительно красивых постановок сегодня сохранились в архивах, но сценические воплощения дягилевских спектаклей на современной сцене – большая редкость. Андрис Лиепа давно занимается восстановлением легендарных постановок «Русских сезонов» и называет работу над реконструкцией дягилевских спектаклей своей миссионерской деятельностью. А совместная работа  хореографа-постановщика с главным режиссером Театра имени Наталии Сац Георгием Исаакяном позволит открыть в первую очередь детской аудитории великолепие золотого века русского балета и красоту одной из самых удивительных оперных партитур Римского-Корсакова.

культура искусство театр детский театр театр Сац, опера, балет, Андрис Лиепа, Георгий Исаакян
Твитнуть
Facebook Share
Серф
Отправить жалобу
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА