Опубликовано: 13 мая 2014 11:45

Земля обетованная...Крумбах.Австрия

Горная деревня Крумбах с населением около 1000 человек входит в коммуну Брегенцервальд земли Форальберг на самом западе Австрии. Форальберг важное место, во всех смыслах пограничное. Язык и сыры тут похожи на швейцарские. Они даже хотели присоединится к Швейцарии, в 1918 году провели референдум, но по условиям Версальского мира не вышло. История местной архитектуры после Второй мировой войны связана с понятием баукунстлер. Это не совсем архитектор, он не входит в профессиональную ассоциацию (что было разрешено земельным законодательством), а порой и не имеет архитектурного образоваиния. Баукунстлер – в сущности ремесленник-строитель, преодолевший квантовый барьер, за которым архитектурное творчество. Но ремесленная традиция герметична и допускает лишь эволюционные изменения, поэтому нужна интервенция извне. И здесь Форальберг проводит свою тонкую и точную культурную политику.Самая известная из таких интервенций – это KUB, Кунстхаус Брегенц, построенный Петером Цумтором в 1997 году. Там феноменология встречается с термодинамикой и получается какое-то чудо, описать которое адекватно я не берусь, мешает крайне поверхностное знакомство с предметом. Самая последняя – тоже Цумтор, но очень сомнительный, Центр ремесел в деревне Андельсбух, странная и очень буквальная аллюзия на берлинскую Новую национальную галерею Миса ван дер Роэ.Проект BUS:STOP KRUMBACH из числа подобных интервенций. Это инициатива недавно образованного Совета по культуре Крумбаха. Тема автобусной остановки неслучайна, типовой павильон «сарай» был спроектирован Германом Кауфманом, ярким архитектором местной школы. Людей в Крумбахе мало, а остановок автобуса – целых 8. Это потому что хутора, составляющие деревню, словно иллюстрируя штамп, «живописно раскинулись» на горных склонах по довольно большой территории. Центральную остановку на деревенской площади проектировали местные с участием все того же Кауфмана, а остальные распределили между семью архитекторами из разных стран. Архитекторов выбирал Dietmar Steiner, директор венского центра Az W. Строили на спонсорские деньги, многие работали совершенно бесплатно, гонорар архитекторов – недельный отдых в крумбахской гостинице.

https://www.facebook.com/groups/590172257692723/710800985629849/?notif_t=group_activity

27.08.2009Марина ИгнатушкоПрочувствованная архитектураНовость

«Встреча трёх стран» - так называлась поездка за новыми архитектурными впечатлениями, организованная в рамках проектов «Свобода доступа» (Москва) и «Международный день архитектуры» (Нижний Новгород). Участники увидели в оригинале постройки Петера Цумтора, Захи Хадид, бюро Кооп Химмел(б)лау, объекты австрийских архитекторов, удостоенные самых разных международных наград.

Набережная  Брегенца с «КУБом» (Кунстхаус Брегенц) Петера Цумтора. Фото: Марина ИгнатушкоНабережная Брегенца с «КУБом» (Кунстхаус Брегенц) Петера Цумтора. Фото: Марина Игнатушко

Несмотря на то, что за последние годы   наши зодчие  путешествовали  много, и всевозможные спонсоры активно устраивали массовые забеги по зарубежным объектам, этот поход в регион Боденского озера был первым в своём роде. Сюда, на границу  Германии, Австрии, Швейцарии (с примкнувшим к ней Лихтенштейном) приезжают¸ как правило, европейские любители оперы, горнолыжники, специалисты по сельской урбанистике.  Российские туристы могли лишь случайно зацепить взглядом современную архитектуру – в довесок к экскурсиям по историческим достопримечательностям. Но именно в этой провинции  особенно заметно, что в Европе качество архитектуры и качество жизни не зависят от степени близости к государственным центрам. И философия  Цумтора – сумма общих размышлений и архитектурной практики региона. Собственно, современная архитектура, ее связи, корни и были предметом интереса участников поездки, и никто этот интерес не корректировал в сторону  знакомства с отдельными материалами и технологиями. В общем, обошлись без спонсоров, своими силами.

«КУБ», Петер Цумтор, 1997, Брегенц. Вход. Фото: Надежда Щема«КУБ», Петер Цумтор, 1997, Брегенц. Вход. Фото: Надежда Щема

Второй важный момент – в поход собрались люди, способные распознать, понять и оценить  информацию. В городке Людеш  нам показали общественный центр – многофункциональное (почта, ресторан, детский сад, мэрия) деревянное здание с навесом из солнечных батарей над курдонером. Построенный по проекту бюро Германа Кауфмана, за 4 года Центр принял тысячи экскурсантов из разных стран. Рассказ о том, что такое «пассивный дом», существенно дополнил  наш товарищ по путешествию кандидат наук Борис Кулеба. Он нарисовал общую картину использования  энергосбережения в строительстве, проблемы, с которыми сталкиваются наши проектировщики…

«КУБ», Петер Цумтор, 1997, Брегенц. Первый этаж. Фото: Марина Игнатушко«КУБ», Петер Цумтор, 1997, Брегенц. Первый этаж. Фото: Марина Игнатушко

Поездка стала возможной благодаря связям, которые поддерживает между  архитекторами Форарльберга (западная земля Австрии) и Нижним Новгородом журналист Наталья Кляйст. Два года подряд архитекторы из Брегенца  проводили мастер-классы во время Международного дня архитектуры. И для участников архтура Михаил Унтертрифаллер  лично устроил экскурсию по знаменитому Дому фестивалей и конгрессов, где проходит популярный летний оперный фестиваль на воде, послуживший антуражем для съёмок последней серии про Джеймса Бонда. (Когда наша группа проходила мимо других экскурсантов, люди зааплодировали Унтертрифаллеру – автору проекта Дома). Универсальный комплекс имеет открытую и закрытые сцены, репетиционные залы, прекрасные помещения для собраний и встреч. Помимо оперного шоу на воде – в этом году декорации представляли собой фрагменты Статуи Свободы, а царя в Аиде играл чернокожий артист- в Доме проходят фестивали современной музыки, собирающие  настоящих знатоков.

«КУБ», Петер Цумтор, 1997, Брегенц. Экспозиционный зал. Фото: Марина Игнатушко«КУБ», Петер Цумтор, 1997, Брегенц. Экспозиционный зал. Фото: Марина Игнатушко

Здесь же в Брегенце, недалеко от Дома, стоит КУБ Петера Цумтора – Центр современного искусства. Это бетонный монолит с панелями из полупрозрачного стекла, меняющего оттенки в зависимости от освещения. Тот неправдоподобный на фотографиях молочно-зелёный оттенок оказывается живым цветом воды в горных реках и озёрах. Точно такой же – в Инсбруке на станциях Захи Хадид, где матовое мерцание форм – как всплеск  из реки Инн.

ДОМ (Фестшпильхаус) вечером. Брегенц. Бюро Дитрих Унтертрифаллер. Фото: Бруно КломфарДОМ (Фестшпильхаус) вечером. Брегенц. Бюро Дитрих Унтертрифаллер. Фото: Бруно Кломфар

Видеть цвет воды, замечать оттенки камня, любоваться ржавым железом, не бояться, как доски посереют от дождей, ловить лучи солнца и открывать пространство для воздуха – всё это для архитекторов региона важно- как, вероятно, и желание заказчика получить полезные квадратные метры. Компактные и мрачные как гроты термы в швейцарском Фальсе – наилучшее подтверждение тому, что архитектура – это пространственные переживания. Чувства, которые промывают, подсвечивают, осторожно  просушивают на шероховатых поверхностях сланца, только ради того, чтобы мы заново ощутили красоту мира.

Административно-общественный центр в Людеш,Австрия, Герман Кауфман. 2005. Фото: Надежда ЩемаАдминистративно-общественный центр в Людеш,Австрия, Герман Кауфман. 2005. Фото: Надежда Щема

Для тренировки этих чувств построено даже здание Парламента в Вадуце: аскетично-серая улица завершается ясно-желтым – зданием  с острой крышей, площадью и кирпичными ребрами тенистого садика над парковкой . Неподалёку – фонтан, который…надо слушать. Короб-параллелепипед с прорезью-дверью – над ней проносится и с грохотом падает струя. Что же касается квадратных метров, остроумное решение по их преумножению продемонстрировал Анжело Ровента во время встречи нашей группы с коллегами в Институте архитектуры Форарльберга. Всё зависит от того, как считать… Комнату в 60 квадратных метров легко превратить в пространство в 220 квадратов! Несколько движений рычагов (швейцарская механика для архивов), и шкафы-стены передвигаются по полозьям: ванная уступает место кухне, кухня складывает спальню, потом все сразу уходят в сторону, давая простор гостиной. Ничего лишнего, но в сумме получается 220!Как заметил тот же Борис Кулеба, такое решение, возможно,  особенно вдохновит не интерьерщиков, а продавцов недвижимости…

Административно-общественный центр в Людеш,Австрия, Герман Кауфман. 2005. Фото: Марина ИгнатушкоАдминистративно-общественный центр в Людеш,Австрия, Герман Кауфман. 2005. Фото: Марина Игнатушко

Даже огромный Мюнхен не выпал из общего настроения путешествия, хоть и стал самой утомительной его частью. Но если пойти в Пинакотеки, в Олимпийский парк, дискомфорт от пребывания в мегаполисе растворяется. В этом году Музейный квартал пополнился – открыт Музей Брандхорст – с керамическими разноцветными «палочками» по фасаду, с деревянными фрагментами интерьеров. Два основных объекта в столице Баварии в маршруте нашего похода, так же связаны с творчеством австрийских архитекторов: Мир БМВ и Академия искусств бюро Кооп Химмел(б)лау. И если автомобильное «торнадо», безусловно, один из самых громких шоу-румов  в мире, деконструктивизм   «Академии» пленяет своим очень человеческим лицом и масштабом. Начиная с того, что рядом с входом стоит сколоченный помост-лестница для всех желающих отдохнуть, здание открыто для посетителей – и для каждого двери распахиваются автоматически. Удобны ли коммуникации и правильно ли расположены классы –  выяснить не удалось, ведь нам самим было удобно и приятно исследовать это учреждение с просторным атриумом. Дух творческой раскованности – вот что транслирует этот объект. Свободы, дарованной хай-тековскими возможностями, и той, что происходит от гармонии внутри человека.

Терминал-V, Лаутерах,Австрия, 2002, Хуго Дворжак. Сходство с летательным аппаратом неслучайно - на озере есть музей дирижаблей. Фото: Надежда ЩемаТерминал-V, Лаутерах,Австрия, 2002, Хуго Дворжак. Сходство с летательным аппаратом неслучайно - на озере есть музей дирижаблей. Фото: Надежда Щема

Поездка длилась всего восемь дней, жили в Брегенце, Инсбруке и Мюнхене. Ходили в музеи, посетили оперу, посмотрели фильм в агентстве недвижимости, здание которого построено как самолёт. Добрались на пароме до города на острове – Линдау. Пили пиво, дегустировали сыры в деревенской лавке, смаковали кофе в башне, построенной Домеником Перро. Были настроения подняться в Альпы, вдоволь поплавать, посмотреть дворцы, остаться в деревне в ожидании фестиваля Шуберта… Значит, вернёмся.

текст: Марина ИгнатушкоЯхт-клуб Ронер, Фуссах, Австрия.2008, арх.бюро К.Баумшлагер/Д.Эберле. Фото: Надежда ЩемаЯхт-клуб Ронер, Фуссах, Австрия.2008, арх.бюро К.Баумшлагер/Д.Эберле. Фото: Надежда ЩемаМузей природы в Дорнбирне, реконструкция литейного производства,2003, Дитрих/Унтертрифаллер, Кауфман/Ленц. Фото: Марина ИгнатушкоМузей природы в Дорнбирне, реконструкция литейного производства,2003, Дитрих/Унтертрифаллер, Кауфман/Ленц. Фото: Марина ИгнатушкоТермы в Вальсе, Швейцария. вид изнутри, Петер Цумтор. Фото: Надежда ЩемаТермы в Вальсе, Швейцария. вид изнутри, Петер Цумтор. Фото: Надежда ЩемаТермы в Вальсе, Швейцария. Вид изнутри, Петер Цумтор. Фото: Надежда ЩемаТермы в Вальсе, Швейцария. Вид изнутри, Петер Цумтор. Фото: Надежда ЩемаСтанции канатной дороги, Инсбрук, 2007. Заха Хадид. Фото: Надежда ЩемаСтанции канатной дороги, Инсбрук, 2007. Заха Хадид. Фото: Надежда ЩемаАкадемия Художеств, 2005, Кооп Химмельб(л)ау, Мюнхен, Германия. Фото: Надежда ЩемаАкадемия Художеств, 2005, Кооп Химмельб(л)ау, Мюнхен, Германия. Фото: Надежда ЩемаАкадемия Художеств, 2005, Кооп Химмельб(л)ау, Мюнхен, Германия. Атриум. Фото: Надежда ЩемаАкадемия Художеств, 2005, Кооп Химмельб(л)ау, Мюнхен, Германия. Атриум. Фото: Надежда ЩемаОлафур Элиассон. Объект «Переписывание во дворе комплекса зданий KPMG, Мюнхен, 2004. Фото: Надежда ЩемаОлафур Элиассон. Объект «Переписывание во дворе комплекса зданий KPMG, Мюнхен, 2004. Фото: Надежда ЩемаМир БМВ, Кооп Химмельб(л)ау . 2007. Мюнхен. Фото: Надежда ЩемаМир БМВ, Кооп Химмельб(л)ау . 2007. Мюнхен. Фото: Надежда Щема

культура искусство дизайн дизайн Крумбвх Баукунстлер
Facebook Share
Отправить жалобу
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА