Опубликовано: 29 апреля 2015 10:11

Спектакль «Пять слов о прощании» по мотивам «Поэмы огня» и «Поэмы экстаза» А. Н. Скрябина и поэзии Саши Ирбе.

26 апреля 2015 года, в канун 100 - летия смерти композитора, в мемориальном музее имени А.Н.Скрябина состоялся перфоманс по мотивам «Поэмы огня», «Поэмы экстаза» и стихам Саши Ирбе. Действующие лица: синтез музыки Скрябина и поэтической женской музыкальности. Главная героиня (в исполнении двух петербургских актрис) в душевных терзаниях проходит череду ступеней расставания с любовью, прошлым настояще - вымышленным и реально - воображаемым. Она достигает Вселенной и не может достичь точки собственной опоры. Далекое видится близко, а близкое - недосягаемо и эфемерно. Противоречивы чувства, мысли, сознание. Они до боли знакомы и одновременно пугающе неизведанны. Все до буквы понятно и до абсурда запутанно. Все обострено до экстаза, и бесчувственно тупо. Под музыку, записанную во Вселенной, душа героини проходит параллельные пути прощания - с обыденностью реальности, незыблемостью вечного, скоротечности земного, неотвратимостью расставания, с детскими мечтами, с любимым, частью своей души. Она выходит на путь духовного перерождения в звуки. Душа рассыпается в музыке. Музыка заполняет душу и становится душой. Слова перекладываются в ноты, ноты в слова, голос - в свет, свет - в нотный ряд. Все перемешивается и становится поэмой музыкального экстаза, ностальгией по отпущенному и переходу в иною измерение - мир музыкальной поэзии.

Перед спектаклем поэтесса сказала, что Александр Николаевич Скрябин - ее любимый композитор. Некоторые стихи написаны под музыку композитора. Наверное, ее стихи списаны с музыки, навеяны ей. Саша поделилась также, что в музыке слышит поэзию, а в поэзии музыку. Художественная часть музыки организует образы. Также она поведала, что ее сын засыпает под Блока и Мандельштама. А под Маяковского не спит. Что музыка поэзии и поэзия музыки - это то, что остается в сознании после услышанного. В 2015- м году, объявленным годом русской литературы, решено усилить внимание к литературе, как источнику жизни и вдохновения. Неся свои стихи в народ, Саша особенно выделяет детскую аудиторию. Поэтесса с восторгом заметила, что современные дети глубокие и размышляющие. - В прекрасное время живем, - с восхищением выдохнула поэтесса. Саша планирует нести поэзию не только обычным детям, но и людям в колониях. Она уверена, что поэтическая музыка растопит души заблудших и поможет выжить в трудный период. По замыслу поэтессы, в главной героине спектакля живут и властвуют два противоположных женских начала: стихия Земли («Пространство» по учению Блаватской) - София - мудрость и стихия Огня («энергетическая точка») земной женщины. Из-за такого расщепления происходят внутренние конфликты, диалоги с собой, единство и борьба, отторжение и притягивание, противоречивость и необходимость познавания самой себя.

Спектакль - о душевных переживаниях главной героини вокруг прощания. Пять слов, пять вех, пять осознаний. Стихи создавались не на музыку, а около музыки Скрябина, поэтому местами хорошо сосуществуют с музыкой в мелодическом и смысловом смысле. А местами живут своей жизнью, потому что композитор заложил в музыку вселенский смысл. Душа женщины - тоже Вселенная. Вселенская душа прощается под музыку с мечтами, прежними надеждами и с собой прошлой. Душа существует в музыкальном обличии. Впрочем, может быть, музыка становится душой. Все очень запутано в независимых Скрябинских Ирбенских Вселенных.

Замысел создателей действа сначала показался смелым. Музыка Скрябина - это больше чем музыка, потому что средствами ее исполнения являются и свет, и пространство и мысли. Это всемирно признанная музыка, до сих пор нуждающаяся в изучении и исследовании. Стихи молодой поэтессы уникальны и только вышли на путь творческого бессмертия. Пластическое и художественное исполнение поэтического слова само по себе уже является интеллектуальной работой для восприятия. Молодая поэзия, наложенная на признанные Скрябинские строки - это новая сущность, только что зародившаяся и требующая времени для осознания, вдумчивого восприятия и ожидания творческого послевкусия. Надеемся на лучшее. А пока, получив первое впечатление, можно с уверенностью сказать, что опыт произвел благоприятное впечатление. Первое впечатление дало прикоснуться к многомерному материалу, оказавшийся на удивление гармоничным. Искренние голосовые и музыкальные звуки, то накладывались, то вырывались вперед. Сумбурно столкнувшись, они разлетались по своим орбитам, мирно сосуществуя и принимая друг друга во внимание. Спектакль состоялся, смелый замысел оправдал свое существование. Можно с уверенностью сказать, что такая поэтическая музыка будет жить. Как и музыкальная поэзия. И литературный год, длинною в жизнь литературы, никогда не закончится. 

Об актерах и авторах: Анастасия Лазарева – петербургская актриса, автор и исполнитель нескольких моноспектаклей, которые с успехом идут на камерных площадках северной столицы. Ее спектакль «Шестое чувство. Небольшая пьеса для дудочки, скрипки и барабана» по произведениям А. Ахматовой и Н. Гумилева, является обладателем первой премии второго театрального фестиваля «Арт-ПодвалЪ» в номинациях «Лучший спектакль, посвященный эпохе Серебрянного века». Так же в репертуаре актрисы моноспектакли: «Демоническая женщина» по произведениям Н. Теффи, и моноспектакль «Роман с собственной душой. Девять писем с десятым, невозвращенным» по произведениям Марины Цветаевой, где звучат песни Анастасии Лазаревой на стихи М. Цветаевой.Все моноспектакли представлены в репертуаре легендарного театрального центра Санкт-Петербурга - «Подвал бродячей собаки», а так же на других площадках города.

Ольга Вечерик - актриса и певица, выпускница мастерской Алексея Бородина. Дебютировала на большой сцене в спектакле режиссера Деклана Доннеллана «Мера за меру» (роль Марианны и Перепрелы) в Московском театре им. Пушкина. Принимала участие в музыкальном озвучании фильма Владимира Котта «Петр Лещенко», солистка концертной программы «Шедевры русского романса», с 8 лет работает на киностудии «Нева-фильм» в качестве актрисы дубляжа.

Саша Ирбе - поэт, член Союза писателей России, автор четырех поэтических сборников, победитель нескольких литературных конкурсов, исследователь поэзии двадцатого века, автор проектов «Стихи на воде» и «Поэзия под барабаны».

Спектакль создан при поддержке Санкт-Петербургского института кино и телевидения.

Режиссер - постановщик: Олег Рытов.

Автор мультимедиа: Илья Булгаков – 3D художник мюзикла «Мастер и Магарита». Режиссер мультимедийной инсталляции спектаклей: Маленький принц (Новгородская филармония), Кентервильское приведение, Морозко и многих других спектаклей в Театре у Нарвских ворот, в городе Санкт-Петербурге. Работал, как художник по компьютерной графике в сериалах: С чего начинается Родина, чужое гнездо и другие.

культура искусство литература поэзия поэзия стихи Спектакль «Пять слов о прощании» «Поэма огня» «Поэма экстаза» А. Н. Скрябин поэзия Саша Ирбе.
Facebook Share
Отправить жалобу
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА