Опубликовано: 31 мая 21:27

Г.САРАТОВ 29 МАЯ. ХХХI СОБИНОВСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ. "ПИКОВАЯ ДАМА"

                                                  С ПИКОВОЙ ДАМОЙ… ШУТКИ ПЛОХИ!Я недавно прочла,что  Чайковский, написавший свою главную оперу, одну из лучших в мировом репертуаре, пушкинского сюжета …побаивался, называл  недостаточно «сценичным» и сначала вообще отказался от  предложения написать   по нему  оперу Есть данные,  что  соглашался  Петр Ильич сочинить оперу,  только если либретто будет значительно отличаться от оригинала. Его брат Модест предложил именно такой сценарий. Лиза -  не бедная воспитанница  деспотичной графини,а ее внучка и законная  наследница,   и  жених у нее княжеского рода. Так что Герман  для  нее - не  последняя надежда  покинуть опостылевшую благодетельницу, как в повести , здесь замешана  истинная любовь. Да и Герман искренне влюблен,вспомним   рефрен его партии : «Красавица, богиня, ангел». Действие отнесено в далекий уже тогда 18 век. Для усиления  драматизма в финале все  герои Чайковского  гибнут , чего  тоже нет у Пушкина.  Но мистика, мистика -то осталась, а ее, видимо, и боялся впечатлительный композитор.Поэт поэтов весьма  легкомысленно   пересказывал  друзьям «сюжетец», почти анекдотический,  который он  якобы узнал   от внука княгини Голицыной, вельможной и властной дамы. Тот сильно проигрался в карты, хотел занять денег у бабушки. Бабушка  денег  не дала ,но  открыла секрет,  как отыграться. Некоторые литературоведы так и склонны рассматривать «Пиковую даму» - как занимательный  «анекдот». Да, но   и сам Пушкин был  страстный игрок: спускал  кучу денег , состоял у московской полиции на заметке, как известный банкомёт. Однажды   проиграл… рукопись пятой главы «Евгения Онегина», поставил на кон  последнее, что у него  было - дуэльные пистолеты  и -  отыгрался! Такой игрок  просто бы  мечтал  узнать тайну трех карт. Но  «Пиковая дама»,  даже  ему   «на ушко» ее не шепнула. Иначе  не проигрывал бы  свои бесценные  рукописи. А вот «анекдотическая» история про тройку -семерку - туз - повлияла на всех, кто коснулся ее. Свидетели последних дней княгини видели возле ее дома  призрак одинокого офицера. Это был 1837 год,  все три цифры тут сошлись ( туз в некоторых играх считают    за единицу). Этот  год стал последним и для самого  автора повести с легким сюжетом.И в смертный час великого композитора ему мерещился , как рассказывал  его врач, призрак офицера. Даже в структуре и  названии оперы, которую уже    назвали  «самой мистической» в мире, спрятана  та же карточная комбинация: 3 действия, 7 картин и «обманный» туз - «Пиковая дама». Опера  родилась всего за 44 дня,во Флоренции. Петр Ильич    писал партию для  известного тенора Николая Фигнера,  только  ему было тогда  под силу почти  не уходить  со сцены и выдержать все эмоциональное напряжение роли. Через 12 дней после Петербурга  (1890 год) «Пиковую даму» с  успехом  поставили в Киеве. Через два  года — первая постановка за пределами страны, в Праге (исполнялась на чешском ).1902 —в Вене, дирижёр Густав Малер.Нынешняя «Пиковая дама»  в Саратовском оперном уже  немолодая  - ей почти 30 лет (режиссер-постановщик – народный артист России Э.Пасынков). Декорации художника  В. Герасименко до предела лаконичны, иногда ограничиваются  росписью задника и  не всегда выразительны ( запоминается  лишь характерная решетка   Летнего сада). Они  были хороши для кризисных  лет - конца 80-х. И возможно, скоро оперу переставят.Здесь  поют  ключевые партии  наши солисты многие- многие годы.Князь Елецкий – Леонид Сметанников , граф Томский  - Александр Багмат. Это превосходные  актеры, у нашего всенародно любимого  артиста отличная   вокальная «форма» но, возможно, стоит рискнуть и попробовать в этих ролях   молодые баритоны, которых в театре достаточно.На наших глазах растет голос и мастерство Виктора Куценко, ученика незабвенного баса Владимира Верина, его  активно  вводят в репертуар. Он    уверенно ведет партию Сурина, одного из главных «подстрекателей» Германа. Две роли у чудесного, глубокого меццо Ольги Дё. Молодая одаренная певица   поет    за  подругу Лизы Полину и за  Пастушка  на балу. Роль Пастушки изящно спела  еще одна вокалистка молодого поколения  - Вера Паньшина.Конечно,   ударные силы в  этот фестивальный  вечер  состояли из приезжих знаменитостей. Герман  - Роман Муравицкий из Большого театра, выступающий в спектаклях Латвийской, Эстонской, Парижской  национальных опер, итальянского театра Массимо. Графиня – Марина Шутова из Большого, гастролирующая на сценах ведущих театров Англии,  Франции, Германии, Польши, Венгрии, Италии, Финляндии, Японии, США. Лиза - Ирина Крикунова , дипломант  «Золотой маски», приглашенная солистка Латвийской национальной оперы. Герман, обладающий, очень красивым звучным тенором,  чудно вел вокал , но выглядел несколько аморфно драматически. Только в последних двух сценах он заиграл в полную силу. Когда  встречается с Лизой  на набережной, но  уже не может ей ничего дать : взгляд блуждает, его тянет в игорный дом.  И когда, все  поставив на кон в третий раз, слышит от своего противника Елецкого роковое  : «Ваша дама бита!» У Пушкина им овладевало безумие,   это было бы более убедительно. В опере он стреляется из пистолета, которым уже размахивает  давно (странно, что никто из игроков    даже не пугается !).  Получился сильный финал с могучим  музыкальным крещендо  нарастающей, будто все сметающей волны звуков ( эмоционально дирижировал  артистичный Александр Анисимов ,народный артист Белоруссии).Лиза Ирины  Крикуновой тоже «разыгрывается»  в последнем действии. В ее  исполнении ария «Ах, истомилась, устала я», напоминающая протяжную народную песню, звучит  поразительно  трагично, безнадежно.  Видимо,  острые повороты сюжета ближе  вокалистке, чем лирические «воздыхания», именно  тут   проявляется вовсю ее драматический дар.Полностью «совпала» с ролью   - всем своим харизматичным  видом, властной осанкой, силой свободно льющегося голоса Марина  Шутова. В ее трактовке  это не «старая карга», а много повидавшая, многих возлюбившая женщина, бывшая красавица, которая не может забыть свои победы. Волшебно бархатно звучит в ее исполнении мелодия романса Лоретты из оперы Андре Гретри «Ричард Львиное сердце». Драгоценные воспоминания, обрывки сладких снов –  вот все, что у нее   осталось .  Наглец, оказавшийся ночью в ее комнате, крадет у нее и это, грубо вырывая  из ее  сладких дрем.Спектакль  получился сильный, местами  неровный. Вот  она, волшебная сила искусства!«По временам мне казалось, что я живу в 18 веке, и что дальше Моцарта ничего не было», - говорил Чайковский. Для него – не было. Может, потому он и написал такую гениальную музыку?                                                                                                                                                                                                                                                           Ирина Крайнова

культура искусство литература проза проза
Facebook Share
Отправить жалобу
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА